23 ноября 2015 г. |
Дело N А05-2552/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
при участии от Северодвинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК" Карасова Д.И. (приказ от 01.04.2008 N 6-м, директор) и Матигорова И.Г. (доверенность от 18.05.2015 N 73), от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Смыковой Е.А. (доверенность от 24.09.2015 N 97/Дв) и Семеновского П.А. (доверенность от 16.11.2015 N 200/Дв),
рассмотрев 16.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.04.2015 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Смирнов В.И.) по делу N А05-2552/2015,
установил:
Северодвинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК", место нахождения: 164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, Беломорский пр., д. 1, ОГРН 1022900842250, ИНН 2902007022 (далее - СМУП ЖКХ "ГОРВИК", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пунктов 5, 8 предписания Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 3, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - Управление), от 30.10.2014 N 56-6639-2685/А.
Решением от 28.04.2015 суд отказал в удовлетворении требований.
Постановлением от 08.07.2015 апелляционный суд оставил решение от 28.04.2015 без изменения.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней СМУП ЖКХ "ГОРВИК", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Судебное заседание откладывалось до 16.11.2015.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие является теплосетевой организацией, обеспечивающей теплоснабжение населения города Северодвинска Архангельской области.
Предприятие эксплуатирует участки трубопроводов тепловых сетей общей протяженностью 1477, 15 м.
Согласно паспортам тепловой сети на эксплуатационные участки СМУП ЖКХ "ГОРВИК" расчетные параметры сетей с теплоносителем горячая вода составляют: давление 1,0 МПа (кгс/кв. см), температура 150/70 °C. Источник теплоснабжения - СГТС ГУ ОА "ТГК-2" по Архангельской области с Северодвинских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2.
Управлением на основании распоряжения от 30.09.2014 N 56-6639/Рк проведена внеплановая выездная проверка Предприятия с целью оценки хода подготовки теплоснабжающих (теплосетевых) организаций к отопительному периоду 2014 - 2015 годов, по результатам которой установлено, что СМУП ЖКХ "ГОРВИК" допущены нарушения обязательных требований при эксплуатации опасных производственных объектов - трубопроводов горячей воды.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.10.2014.
В целях устранения выявленных нарушений 30.10.2014 СМУП ЖКХ "ГОРВИК" выдано предписание N 56-6639-6452/А, в пунктах 5 и 8 которого отражены следующие нарушения: опасный производственный объект - участок трубопроводов тепловой сети не зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов; отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности, заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
СМУП ЖКХ "ГОРВИК" оспорило пункты 5, 8 данного предписания в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что оспариваемые пункты предписания являются законными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закона N 116-ФЗ) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте предусмотрено статьей 15 Закона N 116-ФЗ.
Согласно подпункту "б" пункта 2 приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением воды более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
В соответствии со статьей 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В период проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания действовали Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденные постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 11.06.2003 N 90 (далее - ПБ 10-573-03)
Согласно пункту 1.1.1 ПБ 10-573-03 указанные Правила устанавливают требования к проектированию, конструкции, материалам, изготовлению, монтажу, ремонту и эксплуатации трубопроводов, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением более 0,07 МПа (0,7 кгс/см(2)) или горячую воду с температурой свыше 115 град. С.
Правила ПБ 10-573-03 прекратили действие с 22.12.2014 в связи с вступлением в силу приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее - Правила N 116).
В соответствии с пунктом 215 Правил N 116 учету в органах Ростехнадзора подлежат трубопроводы тепловых сетей в составе опасных производственных объектов III класса опасности, имеющих признак опасности, указанный в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил - на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением воды более 0,07 мегапаскаля (МПа) при температуре более 115 градусов Цельсия (°C).
Как следует из приведенного, при разрешении вопроса об отнесении названных трубопроводов к категории опасного производственного объекта следует руководствоваться следующими признаками опасности объекта - использование оборудования работающего (транспортирующего водяной пар или горячую воду) под избыточным давлением воды более 0,07 мегапаскаля (МПа) при температуре более 115 градусов Цельсия (°C).
Отказывая в удовлетворении требований Предприятия, суды исходили из того, что рабочими параметрами транспортируемой воды для подающих и обратных трубопроводов водяных тепловых сетей следует считать наибольшее возможное давление и максимальную температуру воды в подающем трубопроводе, как это предусмотрено подпунктом "ж" пункта 1.1.4 Правил ПБ 10-573-03. Суды также указали на то, что Предприятие не вправе вносить изменения в паспорта сети без соответствующего решения уполномоченного органа.
При этом, суды сослались на пункты 1.1.5, 1.1.6 Правил ПБ 10-573-03, устанавливающие, что категория трубопровода, определенная по рабочим параметрам среды на входе в него (при отсутствии на нем устройств, изменяющих эти параметры), относится ко всему трубопроводу, независимо от его протяженности, и должна быть указана в проектной документации. Отступление от Правил может быть допущено лишь в исключительном случае по разрешению Госгортехнадзора России. Копия разрешения на отступление от Правил должна быть приложена к паспорту трубопровода.
Как указали суды, в пункте 4 Технического регламента дано определение "температура рабочей среды" - минимальная (максимальная) температура среды при нормальном протекании технологического процесса, а согласно пункту 17 Технического регламента основным документом для идентификации оборудования является паспорт. Паспорт трубопровода (пункт 19) включает в себя, в том числе, информацию о рабочей среде и рабочие параметры рабочей среды: давление, МПа (кгс/см(2), температура, °C).
Учитывая приведенное, суды пришли к выводу о том, что поскольку в паспортах трубопроводов указаны параметры: давление 1,0 МПа (кгс/см2), температура 150/70 град.С, такие объекты являются опасными производственными объектами и подлежат учету в органах Ростехнадзора.
Вместе с тем представленные в материалы дела паспорта трубопроводов содержат сведения лишь о расчетных параметрах, а не о параметрах рабочей среды, тогда как требование к наличию сведений отдельно о рабочей среде, рабочих параметрах рабочей среды, расчетного ресурса следует из пункта 4 Технического регламента Таможенного союза.
В соответствии с Приложением N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля и воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
Таким образом, принимая во внимание приведенное, определяющим фактором отнесения к опасным производственным объектам является давление и температура воды, транспортируемой по трубопроводу. При этом содержащееся в паспортах трубопроводов понятие расчетных параметров должно соответствовать требованиям к паспорту трубопровода, изложенному в Техническом регламенте Таможенного союза.
Как указал апелляционный суд, трубопроводы горячей воды, эксплуатируемые Предприятием, являются ответвлениями тепловых сетей, эксплуатируемых ГУ ОАО "ТГК-2", зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов. При этом до и после границы эксплуатационной ответственности Предприятия какие-либо устройства, изменяющие параметры передаваемого теплоносителя, отсутствуют.
Между тем обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием устройств, изменяющих параметры теплоносителя, не нашли своего отражения в акте проверки от 30.10.2014.
Поскольку судами не полно исследованы все значимые для дела обстоятельства и не устранены имеющиеся противоречия, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, дать оценку всем доводам сторон и основании полного и всестороннего исследования материалов дела, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.04.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А05-2552/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.