25 ноября 2015 г. |
Дело N А26-75/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Александровой Е.Н., Любченко И.С.,
рассмотрев 24.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тимберланд" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.02.2015 (судья Колесова Н.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 (судьи Тимухина И.А., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-75/2014,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Русфорест", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 54, ОГРН 1021000944360, ИНН 1007012776 (далее - ООО "Русфорест"), об исключении из договора аренды от 11.12.2008 N 30-з части лесного участка в связи с созданием национального парка "Ладожские шхеры".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, место нахождения: 123995, Москва, улица Б. Грузинская, дом 4/6, 1 (далее - Минприроды России) и открытое акционерное общество "Российской проектно-изыскательский институт по проектированию лесохозяйственных предприятий и природоохранных объектов "Росгипролес", место нахождения: 109125, Москва, Волжский бульвар, дом 95, 2, (далее - ОАО "Росгипролес").
Определением суда от 08.07.2014 в порядке статьи 47 АПК РФ произведена замена ответчика на общество с ограниченной ответственностью "Тимберланд", место нахождения: 186790, Республика Карелия, город Сортавала, Карельская улица, дом 16, квартира 15, ОГРН 1131035001437, ИНН 1007022887 (далее - ООО "Тимберланд").
Решением суда первой инстанции от 10.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.06.2015, требования Министерства удовлетворены в полном объеме. В договор от 11.12.2008 N 30-з внесены изменения, исключив из него часть лесного участка площадью 886 га, расположенного в кварталах N 118-120, 128 Ихальского лесничества (по лесоустройству) Ихальского участкового лесничества, для создания национального парка "Ладожские шхеры".
В кассационной жалобе ООО "Тимберланд", ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодателем) и ООО "Русфорест" заключен договор аренды от 11.12.2008 N 30-з лесного участка, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) часть лесного участка (находящегося в государственной собственности) площадью 4 164 га (являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:024), расположенного в Республике Карелия, Лахденпохском муниципальном районе, ГУ РК "Сортавальское центральное лесничество", в целях заготовки древесины на срок до 31.12.2030.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением от 01.07.2011 к договору аренды стороны уточнили объект аренды, согласно которому арендатору предоставлен лесной участок площадью 4155,9 га в кварталах 56 - 57, 68 - 76 части квартала 67 Яккимского участкового лесничества, а также в кварталах 106 - 110, 117 - 120, 126 - 128 Ихальского участкового лесничества Сортавальского центрального лесничества.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2009 N 703-р "Об изменении перечня государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории Российской Федерации в 2001 - 2010 годах" на территории Республики Карелия запланирована организация национального парка "Ладожские шхеры".
Создание национального парка "Ладожские шхеры" на территории Республики Карелия предусмотрено также планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р.
На основании государственного контракта с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2009 - 2011 годах ОАО "Росгипролес" разработано эколого-экономическое обоснование для создания национального парка "Ладожские шхеры", которое прошло в июне 2011 года общественные слушания, организованные органами местного самоуправления Северо-Западного Приладожья. Материалы общественных обсуждений направлены в адрес ОАО "Росгипролес" для формирования пакетов документов по планируемой особо охраняемой природной территории с целью дальнейшего представления на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России.
В материалах дела имеется исследованный судами соответствующий отчет, который включает в себя, помимо прочего, обоснование границ и площади национального парка, проектируемые границы и функциональные зоны.
Согласно эколого-экономическому обоснованию в границы национального парка "Ладожские шхеры" входит часть лесного участка (кварталы N со 118-го по 120-й и 128-й Ихальского лесничества (по лесоустройству) Ладожского участкового лесничества Сортавальского лесничества), предоставленного ООО "Русфорест".
Министерство предложило ООО "Русфорест" внести изменения в договор аренды лесного участка.
ООО "Русфорест" отказалось подписать дополнительное соглашение об изменении условий договора аренды лесного участка на предложенных Министерством условиях. В связи с этим Министерство обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, посчитав заявленные требования законными и обоснованными.
Кассационная инстанция изучив материалы дела, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор может быть изменен или расторгнут по требованию одной из сторон по решению суда только при существенном нарушении договора одной из сторон либо в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа; изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть (по основаниям, предусмотренным пунктом 4 названной статьи) изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Правильная оценка юридически значимых обстоятельств при исследовании фактической стороны дела позволила судам признать, что в рассматриваемом случае имеется совокупность условий, предусмотренных статьей 451 ГК РФ, для изменения в судебном порядке договора аренды лесного участка.
Как обоснованно указали суды, при заключении договора аренды лесного участка стороны исходили из того, что использование лесного участка в целях заготовки древесины соответствует интересам сторон договора, одной из которых являлся уполномоченный публичным собственником - Российской Федерацией - государственный орган управления лесным хозяйством, не нарушает публичные интересы и не препятствует правам иных лиц в пользовании лесами.
На момент заключения договора аренды на территории Республики Карелия не планировалась организация национального парка "Ладожские шхеры". Изменения в части включения в Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, рекомендованных для организации на территории Российской Федерации в 2001 - 2010 годах национального парка "Ладожские шхеры", внесены лишь в мае 2009 года.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р утверждена "Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года". Согласно разделу 1 Плана мероприятий по реализации Концепции на территории Северо-Западного Приладожья Республики Карелия запланировано создание национального парка "Ладожские шхеры".
Таким образом, при заключении договора аренды истец и ответчик руководствовались действующим лесным законодательством Российской Федерации и не могли предвидеть или предусмотреть организацию на территории Республики Карелия национального парка "Ладожские шхеры", также учесть при предоставлении лесного участка границы и правовой режим планируемой к созданию особо охраняемой природной территории.
При изменившихся обстоятельствах дальнейшее исполнение договора аренды без изменения его условий может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, находящимся в федеральной собственности.
На основании проведенной комплексной оценки в отчете от 25.11.2011 сделаны выводы об особой ценности проектируемой территории Северо-Западного Приладожья.
Оценив представленные в материалы дела документы, суды пришли к выводу о том, что сохранение договора аренды в первоначальной редакции нарушает соотношение интересов сторон и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, в интересах которых выступает истец как государственный орган.
Также суд первой инстанции указал, что иск Министерства заявлен в силу исключительности имеющихся в настоящий момент обстоятельств, а необходимые затраты для исполнения договора на измененных судом условиях в данном случае значительно меньше того ущерба, который могут понести стороны в случае расторжения договора.
Ввиду изложенного суды правомерно удовлетворили требования Министерства.
Ссылка подателя жалобы на распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 572-р "Об организации государственных природных заповедников и национальных парков на территории Российской Федерации в 1994 - 2005 годах" не принимается кассационной инстанцией во внимание, поскольку оно утратило силу в связи с изданием распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.05.2001 N 725-р "О перечне государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории Российской Федерации в 2001 - 2010 годах". Из названного перечня национальный пар "Ладожские шхеры" в 2001 году был исключен.
Таким образом, Министерство не могло знать при заключении договора о возможности и необходимости создания названного национального парка.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов двух инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу N А26-75/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тимберланд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.