07 декабря 2015 г. |
Дело N А52-3788/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и Савицкой И.Г.,
при участии от закрытого акционерного общества "Псковский автомобильный завод" Житомирской Н.А. (доверенность от 02.06.2015), Звонковой А.А. (доверенность от 02.06.2015), от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области Семенова А.В. (доверенность от 23.03.2015 N 19/66),
рассмотрев 30.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 07.05.2015 (судья Радионова И.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А52-3788/2014,
установил:
Закрытое акционерное общество "Псковский автомобильный завод" (место нахождения: 180006, город Псков, улица Волкова, дом 9, ОГРН 1116027010241, ИНН 6027137420; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением (с учетом изменения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (место нахождения: 180000, город Псков, Октябрьский проспект, дом 48, ОГРН 1036000302964, ИНН 6027028290; далее - Управление), выразившихся в отказе выдачи бланков паспортов транспортных средств (далее - ПТС), оформленном письмом от 26.08.2014 N 26/4490, и обязании Управления выдать заявителю бланки ПТС в количестве 29 штук.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 07.05.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым, по мнению подателя жалобы, судами двух инстанций не дана надлежащая оценка в их совокупности. По мнению подателя жалобы, отсутствуют правовые основания для выдачи бланков паспортов транспортных средств в связи с отсутствием договорных отношений и обязательств по обеспечению завода-изготовителя бланками паспортов транспортных средств. Кроме того, Управление ссылается на невозможность исполнения решения суда в части выдачи 29 бланков ПТС в связи с изменением одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС), действовавшего в 2014 году.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 19.02.2014 Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче ПТС в количестве 50 штук с приложением плана реализации и копии ОТТС Е-RU.МТ21.В00243, представив информационное письмо (план реализации), копию устава, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Письмом от 18.03.2014 Управление отказало Обществу в удовлетворении заявления о выдаче ПТС, сославшись на непредставление плана выпуска.
01.04.2014 Общество сообщило Управлению о предоставлении плана реализации с сопроводительным письмом от 19.02.2014. Письмом от 02.04.2014 N 02.04.2014/1 Общество дополнительно к заявке от 19.02.2014 направило в Управление план выпуска транспортных средств на 2014 год.
Управление со ссылкой на пункт 11 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (вместе с "Наставлением по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Наставления), "Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"; далее - Приказ N 1240) сообщило о необходимости представления дополнительных документов для получения ПТС (письмо 18.04.2014 N26/1959).
Общество оспорило отказ Управления от 18.04.2014 в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 02.10.2014 по делу N А52-1652/2014, оставленным без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2014 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.04.2015, действия Управления, выразившиеся в отказе в выдаче ПТС в количестве 50 штук, оформленном письмом от 18.04.2014 N 26/1959, признаны незаконными как противоречащие Приказу N 1240.
Общество, в связи с внесением изменений в план выпуска транспортных средств, 28.07.2014 обратилось в Управление с заявлением N 28.07/2014/1, в котором в дополнение к заявке от 19.02.2014 просило дополнительно выдать паспорта транспортных средств в количестве 50 штук, приложив следующие документы: приказ директора о внесении изменений в план выпуска, план выпуска транспортных средств на период с 01.03.2014 по 31.12.2014 (включая информацию о среднем показателе выпуска транспортных средств), свидетельство о государственной регистрации, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, одобрение типа транспортного средства Е-RU.МТ21.В00243.
Управление письмом от 26.08.2014 N 26/4490 со ссылкой на требования к плану выпуска транспортных средств, содержащиеся в письме от 18.04.2014 N 26/1959, а также на отсутствие в пакете документов заявок на поставку транспортных средств, сообщило заявителю, что вопрос о выдаче бланков ПТС будет рассмотрен по мере поступления заявки и необходимого перечня документов.
Общество обратилось в суд с вышеназванными требованиями, полагая незаконными отказ в выдаче бланков ПТС.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Управления доказанных им правовых и фактических оснований для отказа в выдаче бланков паспортов транспортных средств.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорта транспортных средств выдаются организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 01.07.1993, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 07.08.2008.
Территориальные органы управления ГИБДД субъектов Российской Федерации при выдаче организациям-изготовителям бланков ПТС и (или) ПШТС осуществляют контроль за конструкцией транспортных средств путем проверки наличия у них одобрений типа транспортного средства и (или) заключений о соответствии выпускаемых шасси транспортных средств требованиям нормативных правовых актов (пункт 10 Наставлений).
Согласно пунктам 11 и 11.1 Наставлений выдача бланков ПТС и ПШТС производится на основании поступающих от организаций-изготовителей заявок. С заявкой на получение истребуемого количества бланков ПТС и ПШТС представляются отчет об использовании ранее полученных бланков, сведения о количестве неиспользованных бланков, а также бланки, испорченные при заполнении.
Обоснованием истребуемого количества бланков ПТС и ПШТС являются планы выпуска транспортных средств, средний показатель выпуска транспортных средств и (или) заявки на поставку транспортных средств.
Согласно пункту 65 "Методических рекомендаций по организации деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору", утвержденных Министерством внутренних дел Российской Федерации 19.12.2012 N 13/5-8042, территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации при выдаче организациям - изготовителям бланков ПТС и (или) ПШТС осуществляют контроль соответствия конструкции транспортных средств путем проверки наличия у них одобрений типа транспортного средства и (или) одобрения типа шасси.
Как следует из материалов дела, Управление в письме от 26.08.2014 N 26/4490 указало на два основания для отказа в выдаче ПТС: требования к плану выпуска транспортных средств, содержащиеся в письме от 18.04.2014 N 26/1959, и отсутствие в пакете документов заявок на поставку транспортных средств.
Как установлено судами в рамках рассмотрения дела N А52-1652/2014, Общество в дополнение к заявке от 19.02.2014 представило в Управление письмом от 02.04.2014 план выпуска транспортных средств, утвержденный директором Общества 03.02.2014 на период с 01.03.2014 по 31.12.2014, и одобрение типа транспортного средства, в связи с чем отказ Управления, оформленный письмом от 18.04.2014 N 26/1959, признан незаконным и отменен.
Исходя из положений статьи 16 АПК РФ (обязательность судебных актов) суды двух инстанций при рассмотрении настоящего спора пришли к правомерному выводу о незаконности требования Управления к плану выпуска транспортных средств, содержащегося в письме от 18.04.2014 N 26/1959.
Другим основанием для отказа в выдаче ПТС, изложенным в письме Управления от 26.08.2014 N 26/4490, явилось отсутствие в пакете документов заявок на поставку транспортных средств.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, судебные инстанции установили, что заявителем представлен план выпуска транспортных средств, который содержит средний показатель выпуска транспортных средств на период с 01.03.2014 по 31.12.2014 на уровне 25 (двадцать пять) транспортных средств в месяц, начиная с 01.09.2014, в связи с чем пришли к правомерному выводу о том, что указанное в письме от 26.08.2014 N 26/4490 основание для отказа в выдаче ПТС (отсутствие в пакете документов заявок на поставку транспортных средств) не соответствует абзацу второму пункта 11.1 Наставлений, поскольку представление заявок на поставку транспортных средств не требуется в случае представления планов выпуска транспортных средств, среднего показателя выпуска транспортных средств.
Довод Управления о невозможности исполнения решения суда первой инстанции в части выдачи ПТС в количестве 29 штук был предметом рассмотрения судом апелляционной инстанций, который установил, что заявителем представлены технические паспорта 29 транспортных средств с указанием VIN и года выпуска транспортного средства, эти транспортные средства изготовлены в период действия ОТТС Е-RU.МТ21.В00243, не признанного недействительным.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 07.05.2015 и постановления от 13.08.2015, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.08.2015 в порядке статьи 283 АПК РФ, подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 07.05.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А52-3788/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Псковской области от 07.05.2015 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А52-3788/2014, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.09.2015, отменить.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.