08 декабря 2015 г. |
Дело N А66-9931/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Ракчеевой М.А., Рудницкого Г.М.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Дьякончук Н.А. (доверенность от 04.02.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интеграл" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.05.2015 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 (судьи Зорина Ю.В., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу N А66-9931/2014,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, пер. Смоленский, д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интеграл" (место нахождения: 170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 22а, ОГРН 1047796605779, ИНН 7704528329; далее - Общество) об изъятии для продажи с публичных торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Тверская обл., Осташковский р-н, д. Турская: площадью 4,1 га, с кадастровым номером 69:24:0000011:1247; площадью 1 га, с кадастровым номером 69:24:0000011:1249; площадью 2,9 га, с кадастровым номером 69:24:0000011:1262 и площадью 0,1 га, с кадастровым номером 69:24:0000011:1263, в связи с неиспользованием указанных земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (место нахождения: 170008, г. Тверь, Озерная ул., д. 9, ОГРН 1086952003247, ИНН 6950076658; далее - Управление Россельхознадзора), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121; далее - Управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Тверской области (место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 14.05.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2015 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податель жалобы утверждает, что вывод судов о неиспользовании земельного участка необоснован; срок использования и освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения Обществом не нарушен; Общество не привлекалось к административной ответственности на основании статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства позволяющие определить наличие либо отсутствие признака неиспользования спорного земельного участка по целевому назначению.
Управление Россельхознадзора в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Министерства, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с 2007 года являлось собственником земельного участка общей площадью 8,1 га, с кадастровым номером 69:24:0000011:0027, расположенного по адресу: Тверская обл., Осташковский р-н, д. Турская, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения (свидетельство о государственной регистрации права от 29.03.2007 серии 69АА N 944341).
Согласно акту от 06.03.2013 N 200 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории Тверской области по результатам которой установлено, что вышеуказанный земельный участок сельскохозяйственного назначения, принадлежащий Обществу, зарос древесно-кустарниковой растительностью; на земельном участке своевременно не организованы и не проведены мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания древесно-кустарниковой растительностью.
На основании указанной проверки составлен протокол об административном правонарушении от 26.03.2013 N 08-09/106.
Обществу выдано предписание от 26.03.2013 N 08-09/72, в котором указано на необходимость осуществления мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью в срок до 15.09.2013.
09.04.2013 Управлением Россельхознадзора вынесено постановление о назначении административного наказания от 09.04.2013 N ПСТ-08-09/699, Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, в соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа.
Управление Россельхознадзора предупреждением о допущенном земельном правонарушении от 09.04.2013 N 08-09/02 (01) обязало Общество устранить выявленные нарушения земельного законодательства согласно предписанию от 26.03.2013 N 08-09/72, указав, что в случае невыполнения предписания об устранении земельного правонарушения материалы о принудительном прекращении права собственности на данный земельный участок будут направлены в орган исполнительной власти Тверской области. Обществу предложено представить документы, подтверждающие применение необходимых мер по устранению правонарушения или ходатайство о продлении срока устранения нарушений земельного законодательства.
При проведении внеплановой проверки с участием представителя Общества установлено, что предписание от 26.03.2013 N 08-09/72 не исполнено, о чем составлен акт от 19.09.2013 N 08-09/563, к которому приложена фототаблица на которой просматривается, что земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000011:0027 зарос древесно-кустарниковой растительностью.
Постановлением об административном правонарушении от 29.10.2013 по делу N 5-263/2013, вынесенным мировым судьей судебного участка Осташковского района и ЗАТО "Солнечный" Тверской области Шабановой Н.Н., Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статье 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 06.06.2013 земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000011:0027 расположенный по адресу: Тверская обл., Осташковский р-н, с/п Мошенское, район д. Турской, ликвидирован. В результате его раздела образованы земельные участки площадью 41 000 кв. м, с кадастровым номером 69:24:0000011:1247; площадью 29 500 кв. м, с кадастровым номером 69:24:0000011:1248; площадью 10 500 кв. м, с кадастровым номером 69:24:0000011:1249.
В дальнейшем в результате раздела на земельные участки: площадью 28 500 кв. м, с кадастровым номером 69:24:0000011:1262 и площадью 1000 кв. м, с кадастровым номером 69:24:0000011:1263 - земельный участок площадью с кадастровым номером 69:24:0000011:1248 также ликвидирован 30.09.2013.
Указанные земельные участки образованы в границах исходного земельного участка (69:24:0000011:0027), их площади в сумме составляют площадь исходного земельного участка (8,1 га). Общество является собственником вновь образованных земельных участков.
Ссылаясь на то, что спорные земельные участки не используются Обществом по назначению более 3 лет подряд со дня возникновения права собственности и при этом истек максимальный срок для их освоения - 2 года, Министерство обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция считает, что суды правильно удовлетворили иск.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ЗК РФ и настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 6 Закона N 101-ФЗ).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ).
В срок, указанный в пункте 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года (пункт 5 статьи 6 Закона N 101-ФЗ).
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей 6 Закона N 101-ФЗ, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 3 и 4 данной статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания (пункт 6 статьи 6 Закона N 101-ФЗ).
В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 6 Закона N 101-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 7 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанной статьи(пункт 8 статьи 6 Закона N 101-ФЗ).
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.04.2012 N 369.
Согласно указанного постановления неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций признали, что материалами административного дела подтверждается факт неиспользования Обществом земельных участков по целевому назначению. Земельный участок зарастает древесно-кустарниковой растительностью и мелколесьем. За нарушение земельного законодательства Общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде наложения штрафа.
Общество не представило суду надлежащих доказательств, подтверждающих, что земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000011:0027 использовался в сельскохозяйственных целях после его поступления в собственность ответчика (2007 год).
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для принудительного прекращения права собственности Общества на спорные земельные участки.
Суды правильно отметили, что раздел земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000011:0027, на земельные участки с кадастровыми номерами 69:24:0000011:1247, 69:24:0000011:1249, 69:24:0000011:1262, 69:24:0000011:1263, не имеет правого значения для разрешения настоящего дела, поскольку указанные земельные участки образованы после проведения проверки и привлечения Общества к административной ответственности; указанные земельные участки образованы в границах исходного земельного участка и их площади в сумме составляют площадь исходного земельного участка (8,1 га); постановлением об административном правонарушении от 29.10.2013 по делу N 5-263/2013 Общество привлечено к административной ответственности и признало свою вину.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что для изъятия спорных земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 6 Закона N 101-ФЗ, Общество должно быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 КоАП РФ, а не статьей 8.7 КоАП РФ, основаны на неверном толковании закона.
Случаи, когда допускается принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, описанные в пунктах 3 и 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, по сути, представляют собой составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена как статьей 8.8 КоАП РФ, так и статьей 8.7. КоАП РФ. Соответственно совершение правообладателем земельного участка любого из указанных правонарушений может служить основанием для его изъятия в порядке, предусмотренном статьей 6 Закона N 101-ФЗ.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, выводы, изложенные в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поэтому оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.05.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А66-9931/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интеграл" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.