9 декабря 2015 г. |
Дело N А52-57/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Сапоткиной Т.И.,
судей Гафиатуллиной Т.С. и Рудницкого Г.М.,
при участии от Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Кулик Е.В. (доверенность от 15.09.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 по делу N А52-57/2014 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.),
установил:
Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, место нахождения: 180007, г. Псков, ул. Пароменская, д. 21/33, ОГРН 1026000971831, ИНН 6027007117 (далее - комитет), обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Гоголя, д. 4, ОГРН 1096027012597, ИНН 6027122399 (далее - Территориальное управление Росимущества), и федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Псковской области", место нахождения: 180014, г. Псков, ул. Новгородская, д. 11, ОГРН 1026000953263, ИНН 6018008185 (далее - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Псковской области", управление мелиорации), о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 962 кв. м с кадастровым номером 60:27:010310:05, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Красных Партизан, д. 12, и о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования управления мелиорации указанным земельным участком.
Делу присвоен N А52-57/2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Территориальное управление Росимущества обратилось с иском к комитету о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Псковской области на названный земельный участок и о признании права собственности Российской Федерации на этот земельный участок.
Делу присвоен N А52-1934/2014.
Определением суда от 03.07.2014 дела N N А52-57/2014 и А52-1934/2014 объединены в одно производство. Делу присвоен N А52-57/2014.
Решением суда от 01.08.2014 комитету в иске отказано, признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Псковской области на спорный земельный участок, в остальной части иска Территориальному управлению Росимущества отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.09.2015 решение отменено в части признания отсутствующим зарегистрированного права собственности Псковской области на земельный участок, в удовлетворении иска в указанной части отказано.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на часть первую статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 19.07.2011 N 2178/11, и указывает, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости: стоянка для хранения техники, на которую зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Псковской области", административное здание и гараж, переданные на баланс Департамента "Псковоблмелиоводхоз", правопреемником которого является управление мелиорации, которое относится к федеральной собственности.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок возникло в силу пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона, а вывод апелляционного суда о том, что спорный участок ошибочно отнесён распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 N 521-р к федеральной собственности, не соответствует нормам права.
Податель жалобы ссылается на то, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 N 521-р ни кем не оспорено и является правовым актом для возникновения права собственности Российской Федерации на упомянутый земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит в удовлетворении жалобы отказать.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель комитета обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 06.10.1992 N 764 "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Псковской области" в государственную собственность Псковской области передано предприятие "Псковское областное киноведение" (г. Псков).
Как следует из свидетельств о регистрации права зарегистрировано право собственности Псковской области на следующее имущество:
12.11.2010 на административное здание площадью 554,6 кв. м с инвентарным номером 11848, литера А, и гараж площадью 70 кв. м с инвентарным номером 11848, литера Б, расположенные по адресу: г. Псков, ул. Красных Партизан, д. 12;
02.03.2011 на земельный участок с кадастровым номером 60:27:010310:5, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Красных Партизан, д. 12.
Основанием регистрации права собственности области на административное здание, гараж и земельный участок указано постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.1992 N 764.
Упомянутые административное здание и гараж распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 24.01.1996 N 8-р закреплены за государственным учреждением "Псковоблкинофонд", а впоследствии распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 16.02.1998 N 28-р, с учётом изменений, внесенных распоряжением от 09.03.1999 N 55-р, переданы на баланс Департамента "Псковоблмелиоводхоз", правопреемником которого на основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.03.2002 N 250 является ФГБУ "Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Псковской области".
Право собственности Российской Федерации на стоянку для хранения эксплуатационной техники (с ограждением) площадью 445 кв. м, расположенную по адресу: г. Псков, ул. Красных Партизан, д. 12, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.03.2013, что подтверждается свидетельством от 16.08.2013 (повторное взамен свидетельства серии 60-АЗ N 043513). В качестве основания регистрации права собственности указан акт приемки законченного строительством объекта от 01.12.2000.
На стоянку для хранения эксплуатационной техники 29.04.2011 за управлением мелиорации зарегистрировано право оперативного управления, что подтверждается свидетельством от 29.04.2011.
За управлением мелиорации на основании распоряжения администрации города Пскова от 26.11.2003 N 4035-р 12.03.2004 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, что подтверждается свидетельством от 12.03.2003.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 N 521-р зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 60:27:010310:05, площадью 0,0970 га, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Красных Партизан, д. 12, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2005.
Согласно свидетельству о праве собственности от 02.03.2011 и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.04.2014 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 60:27:0010310:5 (60:27:010310:5) является Псковская область.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка кадастровый номер 60:27:0010310:5 равнозначен кадастровому номеру 60:27:010310:5, который, в свою очередь, равнозначен кадастровому номеру 60:27:010310:05.
Ссылаясь на то, что право собственности за Российской Федерацией и право постоянного (бессрочного) пользования управления мелиорации в отношении спорного земельного участка зарегистрировано без наличия законных оснований, комитет обратился в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования управления мелиорации на этот земельный участок.
Территориальное управление Росимущества, в свою очередь, ссылаясь на то, что спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации в силу статьи 3.1 Вводного закона, обратилось в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности Псковской области и признании права Российской Федерации на этот же земельный участок.
Суд первой инстанции сослался на то, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие Российской Федерации, и пришёл к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона.
Суд апелляционной инстанции сослался на то, что доказательств перехода права собственности на административное здание и гараж к Российской Федерации материалы дела не содержат, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-2826/2014 отказано в иске Территориальному управлению Росимущества к комитету о признании права собственности Российской Федерации на упомянутые административное здание и гараж, и установлено, что Российская Федерация передала в собственность Псковской области эти объекты недвижимости в соответствии с действующим на тот момент законодательством, имущество фактически передано и принято в казну субъекта, Псковская область осуществляет правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом с 1996 года, отсутствуют распорядительные документы о передаче административного здания и гаража из казны Псковской области в собственность Российской Федерации, отсутствуют основания для утраты Псковской областью статуса собственника имущества.
На основании этого апелляционный суд пришёл к выводу о том, что спорный земельный участок был ошибочно отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 N 521-р к земельным участкам, расположенным на территории Псковской области в границах г. Пскова, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что при таких обстоятельствах на момент государственной регистрации права собственности Псковской области на административное здание и гараж, Российская Федерация не являлась собственником указанных объектов недвижимости, и сделал вывод о том, что оснований для признания отсутствующим зарегистрированного права собственности Псковской области на спорный земельный участок у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционный суд указал в постановлении, что право собственности Российской Федерации на стоянку для хранения эксплуатационной техники зарегистрировано в 2013 году на основании акта приемки законченного строительством объекта и не является основанием для прекращения права собственности субъекта федерации на земельный участок, на котором эта стоянка расположена.
Суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление подлежат отмене в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами на спорном земельном участке расположено три объекта недвижимого имущества, два из которых принадлежат на праве собственности субъекту федерации, а один находится в федеральной собственности.
Право собственности Псковской области на административное здание и гараж возникло на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1992 N 764 о передаче государственного предприятия Псковское областное киновидеообъедимнение (г. Псков) в государственную собственность Псковской области и в силу статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) являлось юридически действительным на момент принятия распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 N 521-р.
Разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006 осуществлялось в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17.07.2011 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ). Согласно статье 6 указанного закона Правительство Российской Федерации приняло распоряжение от 29.04.2005 N 521-р об утверждении перечня земельных участков, расположенных на территории Псковской области, расположенные в границах г. Пскова, на которые у Российской Федерации возникает право собственности (перечень N 58:138), на основании которого возникает право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 60:27:010310:05.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Основаниями внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, в частности земель населенных пунктов; если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации (статья 3 Закона N 101-ФЗ).
Соответственно основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, в частности земель населенных пунктов; если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации (статья 4 Закона N 101-ФЗ).
Поскольку на момент разграничения государственной собственности на землю распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 N 521-р на спорном земельном участке были расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности субъекта федерации, не имелось оснований для включения всего земельного участка в перечень земельных участков, расположенных на территории Псковской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности (перечень N 58:138).
Вместе с тем, поскольку на основании акта приёмки законченного строительством объекта от 01.12.2000 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на расположенный за спорном земельном участке объект недвижимого имущества, зарегистрированное право федеральной собственности на объект недвижимости не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке, не имелось и оснований для отнесения всего земельного участка к собственности Псковской области.
Поскольку право собственности на один и тот же земельный участок зарегистрировано за разными лицами: Российской Федерацией и Псковской областью, на земельном участке расположены два объекта недвижимости, принадлежащие субъекту федерации, и объект недвижимости, находящийся в федеральной собственности, отнесение указанного земельного участка в порядке разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности нарушает права области на ту часть земельного участка, которая занята административным зданием и гаражом и необходима для их использования, а отнесение земельного участка к собственности субъекта федерации в свою очередь нарушает права Российской Федерации на ту часть земельного участка, которая необходима для обслуживания и эксплуатации федерального объекта недвижимости.
Сохранение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним взаимоисключающих записей о праве собственности на один и тот же земельный участок за Российской Федерацией и Псковской областью противоречит нормам, содержащимся в статьях 2 и 12 Закона о регистрации, не соответствует структуре и Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2013 N 765.
Нахождение на названном земельном участке нескольких объектов недвижимого имущества, относящегося к различным уровням государственной собственности, предполагает оформление прав на землю путем раздела земельного участка в случае его делимости либо образованию общей долевой собственности, если участок является неделимым.
Таким образом, подлежит удовлетворению как требование комитета к Территориальному управлению Росимущества о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, так и требование Территориального управления Росимущества к комитету о признании отсутствующим права собственности Псковской области на этот же земельный участок. Соответственно, требование Территориального управления Росимущества в части признания права собственности Российской Федерации на весь названный земельный участок следует отклонить.
Суд кассационной инстанции полагает, что требование комитета о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Псковской области" на спорный земельный участок не подлежит удовлетворению, так как указанное право зарегистрировано за управлением мелиорации на основании распоряжения администрации г. Пскова от 26.11.2003 N 4035-р в связи с тем, что управление мелиорации на основании договора, заключенного с комитетом, обладает правом безвозмездного пользования административным здание и гаражом, расположенными на земельном участке и находящими в собственности Псковской области.
Таким образом, решение и постановление подлежат отмене, иск комитета в части признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок и иск Территориального управления Росимущества в части признания отсутствующим права собственности Псковской области на земельный участок следует удовлетворить, а в остальной части исков комитета и Территориального управления Росимущества - отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Псковской области от 01.08.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 по делу N А52-57/2014 отменить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 962 кв. м с кадастровым номером 60:27:010310:05, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Красных Партизан, д. 12.
Признать отсутствующим право собственности Псковской области на земельный участок площадью 962 кв. м с кадастровым номером 60:27:010310:5, расположенный по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Красных Партизан, д. 12.
В остальной части в исках Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области отказать.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.