14 декабря 2015 г. |
Дело N А56-84507/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Бурматовой Г.Е.,
Журавлевой О.Р.,
при участии от Пулковской таможни Сучковой Н.А. (доверенность от 29.12.2014), Боровской Ю.А. (доверенность от 15.12.2014), от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Московском районе Санкт-Петербурга Ванеевой А.А. (доверенность от 02.03.2015),
рассмотрев 14.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Московском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2015 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Слобожанина В.Б.) по делу N А56-84507/2014,
установил:
Пулковская таможня, место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, Стартовая ул., д. 7, лит. А, ОГРН 1037821027144, ИНН 7830001885 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Московском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 15, лит. А, ОГРН 1027804889111, ИНН 7810254736 (далее - Управление), от 23.09.2014 N 08800914РВ0001116 в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование на оплату проезда в общественном транспорте сотрудникам таможни в сумме 6391 руб. 85 коп., пеней в сумме 647 руб. 29 коп. и штрафа в сумме 1278 руб. 38 коп. и решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, место нахождения: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Отделение), от 24.10.2014 N 82.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015, заявление Таможни удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителю отказать.
Податель жалобы полагает, что судами первой и апелляционной инстанций ошибочно применено законодательство, регулирующие деятельность сотрудников таможенных органов. По мнению Управления, применяемые при вынесении обжалуемых судебных актов нормы не распространяются на гражданских служащих, в отношении которых и проходила проверка.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня просит оставить ее без удовлетворения, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Таможни возражали против ее удовлетворения.
Отделение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Управлением проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Пулковской таможней страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 21.08.2014 N 08800914АВ0002166 и с учетом представленных Таможней возражений принято решение от 23.09.2014 N 08800914РВ0001116, которым Таможне было предложено уплатить 8052 руб. 07 коп. недоимки по страховым взносам, 1067 руб. 68 коп. пеней и 1610 руб. 42 коп. штрафных санкций по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Управления о неправомерном невключении Таможней в базу для начисления страховых взносов суммы выплат, произведенных в 2013 году государственным служащим на оплату проезда в общественном транспорте; сумм, начисленных работникам в качестве страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачету.
Не согласившись с вынесенным Управлением решением, Таможня обжаловала его в вышестоящий орган - Отделение.
Решением Отделения от 24.10.2014 N 82 жалоба Таможни на решение Управления оставлена без удовлетворения.
Считая решения Управления и Отделения недействительными в оспариваемой части, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Таможни. При этом суды исходили из того, что в соответствии с положениями законодательства, регулирующего деятельность таможенных органов, следование к месту службы и обратно признается исполнением сотрудником таможенного органа своих должностных обязанностей. Следовательно, возмещение таможенными органами затрат своих должностных лиц на проезд к месту службы и обратно является установленной специальным законодательством компенсацией, связанной с выполнением должностными лицами таможенных органов своих трудовых обязанностей, и в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона
N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В пункте 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ указано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24 - 28 ТК РФ).
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат: компенсации, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда; компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно части 2 статьи 164 ТК РФ, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом или другими федеральными законами.
Статьей 165 ТК РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим к (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует сам по себе о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Согласно пункту 5 статьи 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных названным Законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на иные (помимо установленных данной статьей) государственные гарантии.
В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Закон N 114-ФЗ) служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона N 114-ФЗ должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
Данная норма корреспондируется с положениями пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в котором определено, что должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.
Возможность учреждения в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов: гражданской, военной и правоохранительной - предусмотрена пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
Таможенные органы относятся к числу тех федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрены должности правоохранительной службы и должности федеральной государственной гражданской службы.
Правилами обеспечения проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 483 (далее - Правила N 483), и Временными методическими рекомендациями по обеспечению проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденными распоряжением ФТС России от 18.10.2001 N 60-р, установлено, что под служебными целями должностных лиц таможенных органов следует понимать исполнение должностным лицом обязанностей, определенных должностной инструкцией; выполнение приказов и распоряжений начальников таможенных органов; участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными начальниками таможенных органов; действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; следование к месту службы и обратно; нахождение в служебной командировке; нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно (за исключением нахождения и следования к месту лечения в санаториях, профилакториях, домах отдыха с лечением).
Пунктом 5 N 483 предусмотрено, что в случае если должностные лица не обеспечиваются в установленном порядке проездными документами, расходы на проезд исключительно в служебных целях общественным транспортом возмещаются таможенными органами в размере фактически понесенных затрат в порядке, установленном пунктом 8 настоящих Правил.
Абзацем вторым пункта 7 Правил N 483 регламентировано, что если должностные лица не обеспечиваются служебным транспортом, расходы на проезд исключительно в служебных целях общественным транспортом возмещаются таможенными органами в размере фактически понесенных затрат.
В соответствии с положениями пункта 9 Правил N 483, приобретение проездных документов для обеспечения должностных лиц и возмещение расходов на проезд производятся таможенными органами исходя из стоимости проезда в общественном транспорте, установленной в субъекте Российской Федерации, на территории которого должностное лицо находится в служебных целях.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2013 N 89 "О порядке обеспечения проездными документами сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 483 признано утратившим силу в части, касающейся обеспечения проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2013 N 89 Правила определяют порядок обеспечения (приобретения, выдачи и возмещения расходов) в служебных целях проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения (далее - общественный транспорт) сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе в таможенных органах Российской Федерации.
Из изложенного следует, что постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 483 было отменено лишь в части касающейся обеспечения проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
Таким образом, возмещение таможенными органами затрат своих должностных лиц на проезд к месту службы и обратно является установленной специальным законодательством компенсацией, связанной с выполнением должностными лицами таможенных органов своих трудовых обязанностей, и в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что Управление и Отделение не доказали законность и обоснованность выводов, изложенных в оспариваемых Таможней решениях.
Доводы подателя жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные взаимоотношения, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 по делу N А56-84507/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Московском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.