23 декабря 2015 г. |
Дело N А66-17846/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Любченко И.С., Савицкой И.Г.,
при участии от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери Филипповой Е.В. (доверенность от 05.11.2015 N 23),
рассмотрев 16.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.05.2015 (судья Рощупкин В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 (судьи Холминов А.А., Кутузова И.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-17846/2014,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Тверская дирекция единого заказчика", место нахождения: г. Тверь, ул. Левитана, д. 28, ОГРН 1046900054520, ИНН 6901059297 (далее - МУП "ТДЕЗ", предприятие), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери, место нахождения: г. Тверь, ул. Московская, д. 24/1, ОГРН 1036900014469, ИНН 6901001988 (далее - Департамент ЖКХ) о взыскании убытков в виде выпадающих доходов от разницы в тарифах на тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) за второе полугодие 2012 года в размере 3 385 651,97 руб.
Определением от 03.03.2015 суд произвел замену ненадлежащего ответчика: заменил Департамент ЖКХ на муниципальное образование "город Тверь" в лице Департамента ЖКХ, а также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов администрации города Твери (далее - Департамент финансов).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26.05.2015 заявленные требования удовлетворены. Помимо убытков в размере 3 385 651,97 руб., с муниципального образования "город Тверь" в лице Департамента ЖКХ за счет средств казны муниципального образования в пользу МУП "ТДЕЗ" взысканы на случай неисполнения судебного акта проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму (убытки, судебные расходы).
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 решение суда первой инстанции отменено в части взыскания на случай неисполнения судебного акта процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму (убытки, судебные расходы). В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент ЖКХ просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в той части, в которой решение оставлено без изменения, отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований предприятия в полном объеме. Податель жалобы ссылается на пропуск предприятием срока представления необходимых документов, что исключает, по мнению Департамента ЖКХ, возможность предоставления субсидии.
В судебном заседании представитель Департамента ЖКХ поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
МУП "ТДЕЗ" и Департамент финансов надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Департаментом финансов представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором третье лицо указывает, что факт необоснованного уклонения Департамента ЖКХ от заключения соглашения о предоставлении предприятию субсидии, незаконного бездействия Департамента ЖКХ не доказан. Также суды двух инстанций пришли к ошибочному выводу о наличии причинно-следственной связи между непредоставлением субсидии и возникшими у предприятия убытками. Департамент финансов ссылается на то, что возникновение межтарифной разницы является прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, а не результатом реализации органами местного самоуправления города Твери своих полномочий.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, МУП "ТДЕЗ" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными на территории города Твери, в том числе обеспечивает жителей многоквартирных домов тепловой энергией для целей горячего водоснабжения и отопления путем приобретения тепловой энергии от теплоснабжающих организаций.
Постановлением администрации города Твери от 24.05.2012 N 944 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях компенсации недополученных доходов организаций-исполнителей коммунальных услуг, приобретающих тепловую энергию у организаций коммунального комплекса для населения города Твери на нужды отопления и горячего водоснабжения, утвержден Порядок предоставления в 2012 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Тверской области (далее - РЭК Тверской области) для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан (далее - Порядок N 944).
По результатам произведенного предприятием расчета размер субсидии, подлежащей выплате за второе полугодие 2012 года, составил 3 385 651,97 руб.
С учетом требований Порядка N 944 17.12.2012 предприятие для получения субсидии за второе полугодие 2012 года обратилось в Департамент ЖКХ с письмом от 14.12.2012 N 3618, приложив произведенный расчет и предусмотренные Порядком N 944 документы.
Поскольку Департамент ЖКХ субсидию МУП "ТДЕЗ" за указанный период не предоставил, предприятие обратилось в суд с иском в рамках настоящего дела.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьей 78 БК РФ и действовавшим в спорный период Порядком N 944, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что факты оказания предприятием коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление) и неисполнения ответчиком обязательства по перечислению субсидии подтверждены материалами дела, расчет размера субсидии признан правомерным, в связи с чем требования МУП "ТДЕЗ" удовлетворены.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов в обжалуемой части и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых актов.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом о теплоснабжении, в том числе принципов обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (статьи 7, 10 названного Закона).
Согласно части 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 ГК РФ).
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.
По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
Из приведенных норм права следует, что для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ необходимо установление совокупности всех перечисленных элементов, составляющих убытки.
В обоснование заявленных требований предприятие ссылается на бездействие Департамента ЖКХ, выразившееся в неправомерном непредоставлении МУП "ТДЕЗ" субсидии для компенсации разницы между тарифами, установленными РЭК Тверской области для теплоснабжающих организаций, и тарифами, установленными для населения города Твери на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка N 944 субсидия из бюджета города Твери исполнителям коммунальных услуг предоставляется на компенсацию разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Тверской области для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан.
Согласно пункту 2.4 Порядка N 944 для получения субсидии Получатель субсидии заключает с департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери соглашение о предоставлении Субсидии (по установленной форме согласно приложению N 1 к Порядку) сроком на первое и второе полугодия 2012 года. При изменении срока и размера предоставляемой субсидии заключается дополнительное соглашение.
С учетом приведенных положений Порядка N 944 между МУП "ТДЕЗ" и Департаментом ЖКХ заключено соглашение о предоставлении субсидии от 16.10.2012 N 302/2, предметом которого является компенсация разницы между тарифами, установленными РЭК Тверской области для теплоснабжающих организаций, и тарифами, установленными для населения города Твери на нужды отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 4.1 этого соглашения Департамент ЖКХ обязуется перечислять средства субсидии получателю субсидии в порядке и сроки, которые установлены Порядком N 944.
Согласно пунктам 2.17 и 2.18 Порядка N 944 Департамент ЖКХ прекращает прием документов на предоставление субсидий за первое полугодие 2012 года с 01.07.2012, а по итогам года - с 01.12.2012. Департамент ЖКХ прекращает прием документов на изменение размера субсидии за первое полугодие 2012 года с 20.07.2012, а по итогам года - с 14.12.2012.
Как установили суды двух инстанций, для получения субсидии за второе полугодие 2012 года предприятие направило в Департамент ЖКХ письмо от 14.12.2012 N 3618 с приложением расчета субсидии и требуемых документов. Письмо получено Департаментом ЖКХ 17.12.2012.
Вместе с тем дополнительное соглашение к соглашению от 16.10.2012 N 302/2 о предоставлении субсидии за второе полугодие 2012 года заключено не было, поскольку документы на изменение размера субсидии поданы истцом в Департамент ЖКХ по истечении срока, установленного в пункте 2.18 Порядка N 944.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что допущенное предприятием нарушение срока подачи документов с учетом незначительности просрочки не может являться основанием для освобождения Департамента ЖКХ от обязанности предоставить субсидию в установленном порядке. Нарушение предприятием срока представления документов на один рабочий день не лишило Департамент ЖКХ возможности до конца финансового года (31 декабря) произвести сверку расчетов, заключить дополнительное соглашение и перечислить спорные денежные средства. Иное из материалов дела не следует и судами не установлено.
Таким образом, МУП "ТДЕЗ" вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования цен на тепловую энергию, поскольку предприятие обеспечивало теплоснабжение населения и несло расходы в связи с этой деятельностью.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26.05.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу N А66-17846/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г. Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.