г. Вологда |
|
03 сентября 2015 г. |
Дело N А66-17846/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери Снурницына А.Е. по доверенности от 12.09.2012 N 28/3, от муниципального унитарного предприятия "Тверская дирекция единого заказчика" Макарова С.А. по доверенности от 01.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 мая 2015 года по делу N А66-17846/2014 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Тверская дирекция единого заказчика" (ОГРН 1046900054520, ИНН 6901059297; город Тверь, улица Левитана, дом 28; далее - МУП "ТДЕЗ") обратилось в суд с иском к муниципальному образованию "город Тверь" в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери (ОГРН 1036900014469, ИНН 6901001988; город Тверь, улица Московская, дом 24/1; далее - Департамент ЖКХ) о взыскании 3 385 651,97 руб. убытков в виде выпадающих доходов за второе полугодие 2012 года от разницы в тарифах на тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Департамент финансов администрации города Твери (далее - Департамент финансов).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26.05.2015 заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с муниципального образования "город Тверь" в лице Департамента ЖКХ за счёт средств казны муниципального образования в пользу МУП "ТДЕЗ" взысканы на случай неисполнения судебного акта проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25 % годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму (убытки, судебные расходы).
Департамент ЖКХ с этим решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Департамента ЖКХ апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Департамент финансов в отзыве поддерживает апелляционную жалобу.
МУП "ТДЕЗ" в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда отставить без изменений.
Департамент финансов извещён о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направил, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта.
Как следует из материалов дела, МУП "ТДЕЗ" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных на территории города Твери.
Постановлением администрации города Твери от 24.05.2012 N 944 в соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях компенсации недополученных доходов организаций - исполнителей коммунальных услуг, приобретающих тепловую энергию у организаций коммунального комплекса для населения города Твери на нужды отопления и горячего водоснабжения, и определения механизма предоставления субсидий из бюджета города Твери организациям - исполнителям коммунальных услуг на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение" населению, утверждён Порядок предоставления в 2012 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Тверской области (далее - РЭК Тверской области) для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учётом предельных максимальных индексов размера платы граждан (далее - Порядок N 944).
Ссылаясь на то, что Департамент ЖКХ не возместил субсидию, МУП "ТДЕЗ" обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя данный иск, правомерно руководствовался следующим.
Статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что внедоговорной вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 ГК РФ).
Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесённых убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счёт казны.
По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда, вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
К числу основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) относит, в частности, обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии (часть 1 статьи 7).
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
В рассматриваемом случае требования истца основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по предоставлению субсидий на компенсацию разницы между тарифами, установленными РЭК Тверской области для теплоснабжающих организаций, и тарифами, установленными для населения города Твери на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Указанный выше Порядок N 944 предоставления в 2012 году субсидий был утверждён постановлением администрации города Твери от 24.05.2012 N 944 на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Тверской городской Думы от 25.09.2009 N 188.
Согласно пунктам 1.2-1.6 Порядка N 944 субсидия предоставляется организациям - исполнителям коммунальных услуг на компенсацию недополученных доходов, возникающих при приобретении у организаций коммунального комплекса тепловой энергии по тарифам на тепловую энергию, утверждённым РЭК Тверской области, рост которых превышает 113 % по отношению к тарифам, действующим в 2010 году.
Приказом РЭК Тверской области от 17.12.2010 N 991-нп утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, электроснабжения, газоснабжения на 2011 год для организаций -исполнителей коммунальных услуг. Из приложения к данному приказу следует, что предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за услуги отопления и горячего водоснабжения в городе Твери составил 113 %.
В соответствии с Порядком N 944 субсидия из бюджета города Твери исполнителям коммунальных услуг предоставляется, в частности, на компенсацию разницы между тарифами, установленными РЭК Тверской области для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учётом предельных максимальных индексов размера платы граждан.
Субсидии исполнителям коммунальных услуг - это денежные средства, выделенные из бюджета города Твери и предназначенные для покрытия недополученных доходов организациям - исполнителям коммунальных услуг, связанных с оказанием коммунальных услуг "отопление", "горячее водоснабжение" населению.
Получателями субсидий являются организации - исполнители коммунальных услуг.
Пунктами 2.1, 2.8 Порядка N 944 предусмотрено, что выплата субсидий производится ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчётным, согласно графику перечисления субсидий, являющемуся неотъемлемой частью конкретного соглашения.
Согласно пункту 2.4 Порядка N 944 для получения субсидии получатель субсидии заключает с Департаментом ЖКХ соглашение о предоставлении субсидии (по установленной форме согласно приложению 1 к Порядку N 944) сроком на первое и второе полугодия 2012 года. При изменении срока и размера предоставляемой субсидии заключается дополнительное соглашение.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка N 944 для назначения (изменения размера) субсидии получателем субсидии представляется в Департамент ЖКХ ряд документов.
На основании пункта 2.7 Порядка N 944 Департамент ЖКХ в течение 10 рабочих дней после получения документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка, обеспечивает проверку документов и правильности расчёта размера субсидии и обоснованности сумм, предъявленных к возмещению.
Согласно пунктам 2.17 и 2.18 Порядка N 944 Департамент ЖКХ прекращает приём документов на предоставление субсидий за первое полугодие 2012 года с 01.07.2012, а по итогам года - с 01.12.2012. Департамент ЖКХ прекращает приём документов на изменение размера субсидии за первое полугодие 2012 года с 20.07.2012, а по итогам года - с 14.12.2012.
На основании Порядка N 944 между МУП "ТДЕЗ" и Департаментом ЖКХ заключено соглашение о предоставлении субсидии от 16.10.2012 N 302/2 (том 1, лист 90; далее - соглашение), предметом которого является компенсация разницы между тарифами, установленными РЭК Тверской области для теплоснабжающих организаций, и тарифами, установленными для населения города Твери на нужды отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 4.1 этого соглашения Департамент ЖКХ обязуется перечислять средства субсидии получателю субсидии в порядке и сроки, которые установлены Порядком N 944.
Размер субсидии за первое полугодие 2012 года составил 9 859 427,64 руб. (пункт 2.1 соглашения; том 1, лист 90).
Во втором полугодии размер субсидий, рассчитанный МУП "ТДЕЗ", составил 3 385 651,97 руб.
С целью получения субсидий за второе полугодие 2012 года истцом во исполнение пункта 2.6 Порядка N 944 было направлено в Департамент ЖКХ письмо от 14.12.2012 N 3618 с приложенными документами (том 1, лист 95). Это письмо было получено департаментом 17.12.2012 (том 1, лист 95).
Дополнительное соглашение о предоставлении субсидии с МУП "ТДЕЗ" на второе полугодие 2012 года заключено не было, и эта субсидия Департаментом ЖКХ не предоставлена со ссылкой на то, что указанные в пункте 2.6 Порядка N 944 документы были поданы истцом в Департамент только 17.12.2012, то есть после срока, установленного пунктом 2.18 Порядка N 944.
Однако данное нарушение срока подачи документов не может являться основанием освобождения Департамента ЖКХ от обязанности по предоставлению субсидий в установленном порядке.
Поскольку в спорный период МУП "ТДЕЗ" обеспечивало теплоснабжение населения и несло расходы в связи с этой деятельностью, то оно вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования цен на тепловую энергию.
Кроме того, документы представлены МУП "ТДЕЗ" с незначительной просрочкой: представлены 17.12.2012 (понедельник) при установленном сроке представления до 14.12.2012 (пятница).
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что до конца финансового года (31 декабря) у Департамента ЖКХ имелось достаточно времени для сверки расчётов, заключения дополнительного соглашения и перечисления спорных денежных средств истцу. Задержка в один рабочий день не могла повлиять на работу Департамента ЖКХ настолько, что оказалось категорически невозможным до завершения финансового года проведение проверки расчётов заявителя, заключение соглашения и осуществление выплаты субсидий.
Размер убытков надлежаще подтверждается расчётами истца и ответчиком не оспорен. Расчёт размера субсидии произведен истцом по форме, установленной приложением 2 к Порядку N 944. Доказательства того, что МУП "ТДЕЗ" понесло убытки в меньшем размере, не представлено.
На основании изложенного исковые требования о взыскании убытков в сумме 3 385 651,97 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции. Выводы суда соответствуют материалам дела.
Вместе с тем решением суда первой инстанции с ответчика в пользу истца взысканы также проценты за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25 % годовых за каждый день просрочки с момента вступления решения в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму.
Однако взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта законодательством не предусмотрено. Предусматривающий их взыскание пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" признан не подлежащим применению постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, решение суда в указанной части подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 мая 2015 года по делу N А66-17846/2014 отменить в части взыскания с муниципального образования "город Тверь" в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери за счёт средств казны муниципального образования (ОГРН 1036900014469, ИНН 6901001988) в пользу муниципального унитарного предприятия "Тверская дирекция единого заказчика" (ОГРН 1046900054520, ИНН 6901059297) на случай неисполнения судебного акта процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25 % годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму (убытки, судебные расходы).
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-17846/2014
Истец: МУП "Тверская дирекция единого заказчика"
Ответчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери
Третье лицо: Департамент финансов администрации города Твери