21 декабря 2015 г. |
Дело N А56-58663/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Асмыковича А.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Сафроновой Н.Н. (доверенность от 29.05.2015 N 01-301), от Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области Ежовой А.С. (доверенность от 15.01.2015),
рассмотрев 15.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов и Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2015 (судья Радынов С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-58663/2014,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. "А", ОГРН 1097847215135, ИНН 7840416776 (далее - ТУ Росимущества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании солидарно с Федеральной службы судебных приставов, место нахождения: 107996, Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, стр. 1, ОГРН 1047796859791, ИНН 7709576929 (далее - ФССП России), и с Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 80, лит. "Б", ОГРН 1047833068920, ИНН 7842012440 (далее - УФССП), 1 525 738 руб. 26 коп. убытков.
Решением суда первой инстанции от 10.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.07.2015, иск ТУ Росимущества удовлетворен частично. С Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации в пользу ТУ Росимущества взыскано 1 521 738 руб. 26 коп.; в остальной части иска отказано; в удовлетворении иска к УФССП отказано.
В кассационной жалобе УФССП и ФССП России, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просят указанные судебные акты в части удовлетворенных требований отменить и принять новый - об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В судебном заседании представитель УФССП поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ТУ Росимущества возражал против ее удовлетворения по доводам отзыва.
ФССП России надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании исполнительных листов, выданных Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, судебными приставами-исполнителями Всеволожского районного отдела судебных приставов УФССП возбуждены исполнительные производства о взыскании с должника (Муниципальное предприятие "Ритуальные услуги"; далее - Предприятие) в пользу взыскателя (Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) во Всеволожском районе Ленинградской области) задолженности. Указанные исполнительные производства объединены в сводное, ему присвоен N 41/21/1040/19/2009/182/7/2008-С.
В рамках данного сводного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель 26.03.2009 произвел арест принадлежащего должнику имущества - одноэтажного административного здания (лит. "А" площадью 113 кв. м) и одноэтажного здания склада (лит. "Б" площадью 236,2 кв. м), расположенных по адресу: Ленинградская область, г. Всеволожск, Октябрьский пр., д. 76а, а 31.08.2009 вынес постановление о передаче в ТУ Росимущества данного имущества для реализации на торгах.
В свою очередью ТУ Росимущества поручило реализовать вышеназванное имущество обществу с ограниченной ответственностью "ПетроТоргСервис" (далее - ООО "ПетроТоргСервис") на торгах.
По результатам проведенных торгов между ООО "ПетроТоргСервис" (организатором торгов) и обществом с ограниченной ответственностью "СЗТК" (покупателем; далее - ООО "СЗТК) подписаны протоколы от 28.01.2010 N 3-1-07/10 и N 3-1-06/10 о результатах торгов по продаже арестованного имущества.
Согласно пунктам 1.2 и 2.1 указанных протоколов покупателю продано административное здание лит. "А" площадью 113 кв. м стоимостью 460 398 руб. 93 коп. и здание склада лит. "Б" площадью 236,2 кв. м стоимостью 1 061 368 руб. 33 коп. по вышеназванному адресу.
В соответствии с пунктами 2.3 протоколов за вычетом задатков покупатель обязан уплатить за здания 414 958 руб. 93 коп. и 956 528 руб. 33 коп. соответственно.
Платежными поручениями от 12.02.2010 N 5 и от 12.02.2010 N 6 ООО "СЗТК" перечислило ООО "ПетроТоргСервис" указанные суммы.
Сообщением от 15.09.2010 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области отказало ООО "ПетроТоргСервис" и ООО "СЗТК" в государственной регистрации перехода права собственности на имущество ввиду отсутствия документов, подтверждающих право должника (Предприятия) на данное имущество.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2011 по делу N А56-42468/2011 ООО "СЗТК" отказано в удовлетворении иска о признании права собственности на приобретенные на торгах объекты недвижимости. Суд установил отсутствие у Предприятия права хозяйственного ведения на проданные объекты.
В связи с этим ООО "СЗТК" обратилось в арбитражный суд с иском к ТУ Росимущества о признании недействительными протоколов от 28.01.2010 N 3-1-07/10 и N 3-1-06/10, а также о применении последствий недействительности сделок путем взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств в размере 529 502 руб. 50 коп. и 1 220 679 руб. 71 коп.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2013 по делу N А56-30877/2012 протоколы от 28.01.2010 N 3-1-07/10 и N 3-1-06/10 признаны недействительными. Применив последствия их недействительности, суд первой инстанции взыскал с ТУ Росимущества в пользу ООО "СЗТК" денежные средства в размере 460 369 руб. 93 коп. и 1 061 368 руб. 33 коп.
Указанные денежные средства ТУ Росимущества перечислило обществу с ограниченной ответственностью "Спецтранс" в соответствии с договором уступки права требования, заключенным 05.11.2013 между названной организацией и ООО "СЗТК".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТУ Росимущества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска ТУ Росимущества в части взыскания с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации в пользу ТУ Росимущества 1 521 738 руб. 26 коп. убытков.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В качестве доказательства наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими убытками судами приняты во внимание вступившие в законную силу решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2011 по делу N А56-42468/2011 (которым установлено отсутствие у Предприятия права хозяйственного ведения на проданные объекты) и решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2013 по делу N А56-30877/2012 (которым протоколы от 28.01.2010 N 3-1-07/10 и N 3-1-06/10 признаны недействительными; с ТУ Росимущества в пользу ООО "СЗТК" взыскано 529 502 руб. 50 коп. и 1 220 679 руб. 71 коп., уплаченных по сделке).
Между тем оценивая доводы ФССП России и УФССП о нецелесообразности предъявления исковых требований о взыскании убытков из казны Российской Федерации, по сути, в пользу казны Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает указать на следующее.
В силу пункта 1 статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
Согласно требованиям статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, в том числе по искам о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности.
В силу подпункта 8 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, ФССП России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на нее функций. Таким образом, убытки, возникшие в результате неправомерных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации.
Финансирование расходов ФССП России и ее территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета (статья 11 раздела 3 названного Положения).
В свою очередь, согласно пункту 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет финансовое обеспечение возложенных на него функций и является главным распорядителем средств федерального бюджета.
Приложение N 8 к Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" содержит "Ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2015 год", в которой определены расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе ФССП России и Росимущества.
Таким образом, ФССП России и Росимущество являются главными распорядителями средств федерального бюджета и финансовое обеспечение деятельности данных государственных органов при выполнении возложенных на них функций является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 242.3 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
Орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В ходе судебного заседания представитель ТУ Росимущества подтвердил, что для исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2013 по делу N А56-30877/2012 им были запрошены дополнительные лимиты бюджетных ассигнований.
Таким образом, предъявление ТУ Росимущества настоящего иска о взыскании с ФССП России убытков направлено на восстановление выделенных денежных средств из федерального бюджета.
Однако, в письме от 03.10.2014 N 08-04-06/3395 "Об организации работы по представлению интересов Минфина России в судах" Минфин России отметил, что в случаях, когда истец и ответчик являются федеральными государственными органами, то предъявление регрессных требований непосредственно к органам государственной власти, чьими действиями (бездействием) казне Российской Федерации причинен вред, не приведет к восстановлению публично-правовых интересов Российской Федерации, поскольку в любом случае свидетельствует о наличии денежного обязательства у Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае истцом не может быть применен такой гражданско-правовой способ защиты в интересах казны Российской Федерации, как взыскание убытков с ФССП России за счет казны Российской Федерации, поскольку указанный способ защиты с целью возврата в федеральный бюджет 1 521 738 руб. 26 коп., выделенных для исполнения судебного акта, не приведет к восстановлению прав и законных интересов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, однако неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе ТУ Росимущества в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу N А56-58663/2014 отменить.
В удовлетворении иска Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области отказать.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.