21 декабря 2015 г. |
Дело N А42-2114/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N 307-АД16-2605 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и Савицкой И.Г.,
рассмотрев 14.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.06.2015 (судья Фокина О.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 (судьи Сомова Е.А., Есипова О.И., Лопато И.Б.) по делу N А42-2114/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кировское управление жилищно-коммунального хозяйства" (место нахождения: 184250, Мурманская область, город Кировск, улица Лабунцова, дом 5А, ОГРН 1075103000312, ИНН 5103064527; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Софьи Перовской, дом 25/26, ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281; далее - Инспекция) от 03.03.2015 N 89/15/43 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 150 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 03.06.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений статьи 4.5 КоАП РФ. По мнению подателя жалобы, применительно к обстоятельствам настоящего дела "срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с даты выявления административного правонарушения, а именно с даты направления письма от 20.01.2015 исх. 12 в Инспекцию - 23.01.2015".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляло управление многоквартирным домом по адресу: Мурманская область, город Кировск, Олимпийская улица, дом 75.
Общим собранием собственников помещений в названном многоквартирном доме принято решение расторгнуть договор управления с Обществом, заключить договор на управление многоквартирным домом с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Кировск" (далее - ООО "Управляющая организация Кировск") и обязать Общество передать техническую документацию на указанный многоквартирный дом и иные, связанные с управлением данным домом документы (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.11.2014).
ООО "Управляющая организация Кировск" направило в адрес Общества уведомление от 27.11.2014 о расторжении договора управления с 31.12.2014 и выборе в качестве управляющей организации ООО "Управляющая организация Кировск", передаче технической и иной документации, связанной с управлением названного многоквартирного дома, приложив к нему копию протокола общего собрания собственников от 23.11.2014. Уведомление получено заявителем 03.02.2015.
24.12.2014 ООО "Управляющая организация Кировск" направило в адрес Общества повторное уведомление с требованием передать техническую и иную документацию, связанную с управлением указанным многоквартирным домом (уведомление получено Обществом 04.02.2015).
В адрес Инспекции ООО "Управляющая организация Кировск" направило заявление от 24.12.2014 N 08 (л.д. 135, том 1), в котором указано на нарушение Обществом требований о передаче технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом N 75 по Олимпийской улице в городе Кировске в соответствии с разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила).
На основании указанного обращения должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.02.2015 N 117 применительно к части 1 статьи 7.23.2 КоАП.
Постановлением Инспекции от 03.03.2015 N 89/15/43 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Общество оспорило постановление Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций заявление удовлетворили, сделав вывод о наличии в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения. При этом суды установили, что срок давности привлечения к ответственности (статьи 4.5 КоАП РФ) Инспекцией не соблюден, в связи с чем оспариваемое постановление признали незаконным и отменили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме (часть 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом, регламентирован разделом V Правил.
Исходя из пунктов 18 и 19 раздела V Правил в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 названных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 20 раздела V Правил, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Таким образом, обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации установлена действующим законодательством.
Судами двух инстанций установлено, что Общество не исполнило обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом и иных документов вновь выбранной управляющей организации ООО "Управляющая организация Кировск", в связи с чем суды сделали вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного оспариваемым постановлением Инспекции административного правонарушения.
Доводы подателя жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции положений статьи 4.5 КоАП РФ не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с общим правилом части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Как предусмотрено частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов к возбуждению дела и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу пункта 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Согласно статьям 28.5, 28.7 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, а в случае проведения административного расследования - по его окончании.
В абзаце 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что адресованное Инспекции письмо ООО "Управляющая организация Кировск" от 24.12.2014 N 08 содержало информацию о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, однако в нарушение вышеприведенных нормативных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях какие-либо действия, направленные на выявление правонарушения в период с 25.12.2014 по 16.02.2015, административным органом не предприняты.
При этом довод подателя жалобы о том, что в адрес Инспекции названное письмо не поступало суд кассационной инстанции считает несостоятельным, поскольку каких-либо других обращений (в том числе и от 20.02.2015 N 12) материалы дела не содержат, в то время как в протоколе от 16.02.2015 N 117 и в постановление от 03.03.2015 N 89/15/43 административным органом указано, что поводом для их вынесения послужило именно обращение ООО "Управляющая организация Кировск".
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает производство по делу об административном правонарушении, а потому является правомерным признание незаконным судами первой и апелляционной инстанций оспариваемого постановления Инспекции о привлечении Общества к административной ответственности как вынесенного за пределами срока, установленного в частях 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.06.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу N А42-2114/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что адресованное Инспекции письмо ООО "Управляющая организация Кировск" от 24.12.2014 N 08 содержало информацию о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, однако в нарушение вышеприведенных нормативных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях какие-либо действия, направленные на выявление правонарушения в период с 25.12.2014 по 16.02.2015, административным органом не предприняты.
...
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает производство по делу об административном правонарушении, а потому является правомерным признание незаконным судами первой и апелляционной инстанций оспариваемого постановления Инспекции о привлечении Общества к административной ответственности как вынесенного за пределами срока, установленного в частях 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2015 г. N Ф07-1515/15 по делу N А42-2114/2015
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9029/16
21.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1515/15
17.08.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16445/15
03.06.2015 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2114/15