28 декабря 2015 г. |
Дело N А44-6465/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Комфорт Плюс" Голованя А.В. (генеральный директор, решение единственного участника от 13.01.2014 N 01/2014) и представителя Степанова А.В. (доверенность от 12.09.2014 N 53-1),
рассмотрев 21.12.2015 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.12.2014 (судья Деменцова И.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А44-6465/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт Плюс", место нахождения: 174408, Новгородская обл., г. Боровичи, Советская ул., д. 140а, ОГРН 1075331001283, ИНН 5320020380 (далее - ООО "Комфорт Плюс", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском (с учетом уточнения требований) к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области, место нахождения: 173005, г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776 (далее - Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Министерство финансов), о взыскании с Министерства финансов за счет казны Российской Федерации 608 736 руб. 16 коп. убытков и с Департамента финансов за счет казны Новгородской области 724 750 руб. 87 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением в I и II кварталах 2014 года федеральным и региональным льготникам права льготного проезда на коммерческом автобусном транспорте истца.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и связи Новгородской области (далее - Департамент транспорта).
Решением от 16.12.2014 суд взыскал с Министерства финансов за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества с убытки в размере 608 736 руб. 16 коп. и 12 022 руб. в возмещение расходов по госпошлине, а также взыскал с Департамента финансов за счет средств казны Новгородской области в пользу Общества убытки в размере 724 750 руб. 87 коп. и 14 313 руб. в возмещение расходов по госпошлине.
Постановлением от 31.03.2015 апелляционный суд оставил решение от 16.12.2014 без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 16.12.2014 и постановление от 31.03.2015.
В кассационной жалобе Департамент финансов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 16.12.2014 и постановление от 31.03.2015 и вынести новое решение.
В отзывах на кассационные жалобы и дополнениях к отзыву на кассационную жалобу Департамента, Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.07.2015 приостановлено производство по кассационным жалобам Министерства финансов и Департамента финансов на решение от 16.12.2014 и постановление от 31.03.2015 по настоящему делу до размещения в полном объеме на сайте Верховного Суда Российской Федерации определений судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалоб по делу N А66-12241/2013 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации либо до вынесения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации определений, принятых по делу N А66-12241/2013.
Согласно информационному ресурсу "Картотека арбитражных дел" определение от 08.10.2015 Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационной жалобы открытого акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" по делу N А66-12241/2013 размещено в сети Интернет 09.10.2015, а определение от 21.10.2015 Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации по делу N А66-12241/2013 размещено в сети Интернет 28.10.2015.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.11.2015 назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по кассационным жалобам Министерства финансов и Департамента финансов на решение от 16.12.2014 и постановление от 31.03.2015 по настоящему делу и о возможности их рассмотрения в том же судебном заседании 21.12.2015.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2015 судья Мунтян Л.Б. заменена на судью Кудина А.Г. В силу пункта 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Судебное производство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2015 возобновлено производство по кассационным жалобам Министерства финансов и Департамента финансов на решение от 16.12.2014 и постановление от 31.03.2015 по настоящему делу.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения жалоб.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Комфорт Плюс" является коммерческой организацией, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории города Боровичи и Боровичского муниципального района на основании соответствующих договоров, заключенных с администрацией города Боровичи и администрацией Боровичского муниципального района.
В I и во II кварталах 2014 года на основании заключенных с администрацией города Боровичи и администрацией Боровичского муниципального района договоров Общество осуществляло регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по городским и пригородным маршрутам, в том числе перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании ЕСПБ.
Постановлением администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 "О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами" (вместе с Положением о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами) (далее - Постановление N 519) установлена стоимость ЕСПБ в период с 01.01.2013 по 31.03.2014. Для категории лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны, она составила: на месяц - 120 руб., на полмесяца - 60 руб., на квартал - 360 руб.; для иных категорий граждан, имеющих право приобретения ЕСПБ, стоимость месячного ЕСПБ составила 500 руб., на полмесяца - 250 руб., квартального - 1500 руб. В период с 01.04.2014 стоимость ЕСПБ для категории лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны, составила: на месяц - 120 руб., на полмесяца - 60 руб., на квартал - 360 руб.; для иных категорий граждан, имеющих право приобретения ЕСПБ, стоимость месячного ЕСПБ составила 550 руб., на полмесяца - 275 руб., квартального - 1650 руб. (в редакций постановления администрации области от 13.12.2013 N 447, от 20.03.2014 N 171).
Невозмещение Обществу убытков от перевозки пассажиров, пользующихся правом на льготный проезд, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, отметив, что заявленные требования являются законным и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу статей 426 и 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы на проезд отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в муниципальном и пригородном сообщении.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законом Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" (далее - закон N 540-ОЗ), предусмотрено право граждан, получающих ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.
Форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования, срок их действия устанавливаются Правительством Новгородской области (часть 2 статьи 1 Закона N 540-ОЗ).
В соответствии с постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 (далее - Постановление N 519) с 01 января 2006 года на территории Новгородской области введена продажа месячных и квартальных ЕСПБ, утверждено Положение о порядке продажи и пользования ЕСПБ. В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения, утвержденного Постановлением N 519, ЕСПБ действуют на всей территории области в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов, при отсутствии пригородных маршрутов проездные билеты действительны на маршрутах в межмуниципальном сообщении. Право на приобретение ЕСПБ имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных и ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория области. Проезд в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов осуществляется при предъявлении проездного документа, документа, подтверждающего право на получение денежных выплат, либо документа, удостоверяющего личность.
Таким образом, названным постановлением определен перечень категорий граждан, проживающих на территории Новгородской области, имеющих право на приобретение ЕСПБ, к ним относятся и льготные категории федерального регистра.
С учетом приведенных норм, выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте граждан, относящихся к так называемому федеральному регистру, признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 608 736 руб. 16 коп. убытков и 12 022 руб. судебных расходов нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем решение и постановление в этой части подлежат отмене.
С учетом всех обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дела на новое рассмотрение вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Стоимость ЕСПБ, согласно Постановлению N 519, в период с 01.01.2013 по 31.03.2014 для категории лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны, составила: на месяц - 120 руб., на полмесяца - 60 руб., на квартал - 360 руб.; для иных категорий граждан, имеющих право приобретения ЕСПБ, стоимость месячного ЕСПБ составила 500 руб., на полмесяца - 250 руб., квартального - 1500 руб. В период с 01.04.2014 стоимость ЕСПБ для категории лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны, составила: на месяц - 120 руб., на полмесяца - 60 руб., на квартал - 360 руб.; для иных категорий граждан, имеющих право приобретения ЕСПБ, стоимость месячного ЕСПБ составила 550 руб., на полмесяца - 275 руб., квартального - 1650 руб. (в редакции постановлений администрации области от 13.12.2013 N 447, от 20.03.2014 N 171) (том 3, листы дела 18,21).
Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 14.12.2012 N 79/1 (в редакции постановления от 07.10.2013 N 48/2) установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Новгородской области в размере: в городском сообщении (за исключением городского округа Великий Новгород) - 14,00 рублей за одну поездку (НДС не облагается); в пригородном сообщении - 2,50 руб. за один пассажирокилометр (НДС не облагается) (том 2, листы дела 38-40).
Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 16.06.2014 N 15 установлен предельный тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении на территории Новгородской области (за исключением городского округа Великий Новгород) в размере 18,00 руб. за одну поездку (НДС не облагается).
Постановлением администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области (в редакции от 30.12.2013 N 534, действующей в спорный период) (далее - Порядок).
Пунктами 1 и 2 указанного Порядка предусмотрено, что субсидия предоставляется перевозчику с целью возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан права на проезд по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета при условии соблюдения перевозчиком требований, установленных пунктами 4, 4.1 Порядка.
Пунктами 5-7 Порядка установлен механизм расчета субсидии перевозчикам за городские и пригородные перевозки, а также механизм расчета количества ЕСПБ, приходящиеся на долю конкретного перевозчика.
Постановление администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 является нормативным правовым актом, установившим методику расчета и исходные данные, необходимые для исчисления расходов перевозчиков. Данный нормативный акт не оспорен и являлся действующим.
На основании представленных Обществом отчетов о транспортной работе за I - II кварталы 2014 года Департаментом транспорта произведен расчет субсидии, причитающейся к выплате истцу за указанный период. При расчете Департаментом транспорта учтены доля транспортной работы Общества в общем объеме; общее количество проданных ЕСПБ за квартал на территории муниципального образования, а также размер ставки субсидии.
Согласно указанным расчетам сумма субсидии, подлежащей выплате Обществу за осуществление в I квартале 2014 году регулярных перевозок льготной категории граждан, составила 21 018 руб. 07 коп. (из них выплачено 20 319 руб. 93 коп.); за II квартал 2014 год - 00 руб.
Удовлетворяя требования истца, суды указали на следующие обстоятельства.
Общество в I - II кварталах 2014 года осуществляло перевозку граждан, являющихся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным законодательством и имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте, следовательно истец вправе рассчитывать на компенсацию расходов, понесенных в связи с перевозкой пассажиров, предъявивших ЕСПБ.
Размер понесенных истцом расходов основан на следующих показателях: соотношении региональных и федеральных льготников, проживающих на территории Боровичского муниципального района; расчетном количестве реализованных ЕСПБ; стоимости ЕСПБ; сумме, полученной предприятием от реализации ЕСПБ; разнице в тарифах между стоимостью ЕСПБ и месячного проездного билета (нельготного); доле транспортной работы; сумме компенсации, полученной из областного бюджета.
Сведения о транспортной работе перевозчиков в городе Боровичи и Боровичском муниципальном районе, количестве ЕСПБ, реализованных на территории Боровичского муниципального района, о транспортной работе Общества в городе и пригороде указаны истцом в расчете в соответствии с письменной информацией, предоставленной обществом с ограниченной ответственностью "Автовокзал" и администрацией Боровичского муниципального района.
Кроме того, суды исходили из того, что поскольку в отношении лиц, приобретших ЕСПБ, соответствующий учет по критерию отнесения к льготникам федерального или регионального регистра в Новгородской области не велся, примененный истцом расчетный способ является допустимым.
По мнению судов, отсутствие раздельного учета лиц, воспользовавшихся правом на приобретение ЕСПБ, не может препятствовать реализации истцом своего права на определение размера убытков применительно к каждому из ответчиков. Как указали суды, ответчики не учли того, что истец осуществлял перевозки льготной категории пассажиров как в пригородном, так и в городском сообщении; ЕСПБ предоставляет право проезда льготным категориям граждан на проезд как в городском, так и в пригородном транспорте.
Согласно уточненному расчету истца в связи с перевозкой в I - II кварталах 2014 года граждан по ЕСПБ он понес убытки в виде не полученной в полном объеме провозной платы в сумме 1 333 487 руб. 03 коп., в том числе 608 736 руб. 16 коп. (по федеральным льготникам) и 724 750 руб. 87 коп. (по региональным льготникам).
Позиция судов о возможности применения в данном случае расчетного метода определения размера убытков ввиду отсутствия в нормативных актах в редакции, действовавшей в спорный период, показателя "размер провозной платы" является недостаточно обоснованной и не позволяет придти к выводу о неприменении в данном случае нормативно установленного порядка расчетов в связи с отсутствием определенных показателей.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Между тем, как следует из материалов дела, Обществу не была в полном объеме выплачена субсидия за I квартал 2014 года, подлежащая выплате.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление подлежат отмене в части удовлетворения требований о взыскании с Новгородской области за счет средств казны Новгородской области в пользу Общества 724 750 руб. 87 коп. убытков и 14 313 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие правовое значение для рассмотрения дела, и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.12.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А44-6465/2014 отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Плюс" 608 736 руб. 16 коп. убытков, а также 12 022 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В отмененной части в удовлетворении иска отказать.
Решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.12.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А44-6465/2014 отменить в части взыскания с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области за счет средств казны Новгородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Плюс" 724 052 руб. 73 коп. убытков и 12 313 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.