18 января 2016 г. |
Дело N А13-6583/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Бурматовой Г.Е., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 18.01.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.07.2015 (судья Селиванова Ю.В.) и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А13-6583/2015,
установил:
Закрытое акционерное общество "Вожега-лес", место нахождения:
162150, Вологодская обл., Вожегодский р-н, пос. Кадниковский, ул. Горького, д. 6, ОГРН 1043500600065, ИНН 3506003682 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 160001, г. Вологда, пр. Победы, д. 33, ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187 (далее - Учреждение), от 19.02.2015 N 38 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2069 руб. 56 коп., требования от 20.02.2015 N 38 в части возмещения расходов, проведения корректировки расходов путем отражения в отчетности непринятых к зачету расходов за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 в сумме 2069 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01.07.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым Обществу в удовлетворении заявления отказать.
Податель жалобы полагает, что судами первой и апелляционной инстанции не учтено, что средний заработок в расчете за полный месяц, исходя из которого исчисляются пособия, нужно сравнивать с минимальным размером оплаты труда без учета районного коэффициента, так как районный коэффициент является выплатой компенсационного характера и применяется не на стадии сравнения среднего заработка, а уже к сумме исчисленного из минимального размера оплаты труда пособия.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Учреждением на основании решения от 24.11.2014 N 803 проведена документальная выездная проверка Общества правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По результатам проведенной проверки Учреждением составлен акт от 21.01.2015 и принято решение от 19.02.2015 N 38, которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 7151 руб. 36 коп.
Фондом выставлено требование от 20.02.2015 N 38 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачету, проведении корректировки расходов путем отражения не принятых к зачету расходов в отчетности за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 в сумме 7151 руб. 36 коп.
Принимая данное решение, Учреждение исходило из того, что при расчете пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством работнику, который трудится в районе с установленными районными коэффициентами к заработной плате фактический средний заработок за расчетный период следует сравнивать с минимальным размером оплаты труда на день наступления страхового случая без применения к нему соответствующего районного коэффициента, в связи с чем увеличение Обществом минимального размера оплаты труда на указанный коэффициент при таком сравнении привело к неверному определению Обществом подлежащего выплате своему работнику размера пособия.
Не согласившись с решением в части не принятия к зачету расходов на сумму 2069 руб. 56 коп, Общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, признав недействительными решение Учреждения в оспариваемой части.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Часть 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ определяет, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (часть 1.1 статьи 14 данного закона).
Согласно части 2 указанной статьи в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что заработная плата включает в себя, в том числе компенсационные выплаты и надбавки за работу в особых климатических условиях.
В силу статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из статьи 139 ТК РФ следует, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Согласно пункту 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, в случае если застрахованное лицо в расчетные периоды не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Руководствуясь приведенными нормами права, а также учитывая установленные по делу обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством районный коэффициент как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника.
Таким образом, суды правомерно отметили, то минимальный размер оплаты труда, применяемый в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, в целях сравнения со средним заработком работника, увеличивается на соответствующий районный коэффициент.
Судами установлено, что согласно Постановлению Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 29.06.1990 N 258/10-64 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов в заработном плате рабочих и служащих, для которых они не установлены в северных и восточных регионах Вологодской области" в Вожегодском районе Вологодской области введен коэффициент к заработной плате в размере 1,15.
Учитывая изложенное, суды пришли к законным и обоснованным выводам о том, что Общество, проводя сравнение величин среднего фактического заработка работников и минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент, верно произвело расчет пособия работникам.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, оспаривающие данные выводы судов, тождественны доводам, заявляемым Учреждением в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Эти доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права при вынесении оспариваемых судебных актов, и, по сути, сводятся к их неверному толкованию.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таком положении кассационная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.07.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 по делу N А13-6583/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.