25 января 2016 г. |
Дело N А56-20492/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Ракчеевой М.А. и Рудницкого Г.М.,
при участии от заместителя военного прокурора Западного военного округа Балеевских В.Ю. (доверенность от 12.01.2016), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Гавриловой С.А. (доверенность от 29.12.2015), от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" Усова А.С. (доверенность от 15.09.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2015 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Тимухина И.А.) по делу N А56-20492/2015,
установил:
Заместитель военного прокурора Западного военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704262261, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом:
- о признании недействительными сделок по регистрации права собственности города Санкт-Петербурга на нежилые помещения площадью 1 341,4 кв. м и 171,8 кв. м, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 53, лит. А и Б;
- о признании права собственности Российской Федерации на указанные нежилые помещения;
- об обязании Комитета по управлению городским имуществом исключить указанные нежилые помещения из Реестра собственности Санкт-Петербурга и передать их в собственность Российской Федерации в лице Министерства обороны.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" (далее - военный комиссариат) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра).
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена Комитета по управлению городским имуществом на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - комитет).
Решением суда от 02.06.2015 исковые требования удовлетворены в части признания права собственности Российской Федерации на спорные нежилые здания, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 06.10.2015 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы ссылается на то, что согласно статье 4 Гражданского кодекса РСФСР, Положению о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, зданий и сооружений, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 N 940, Закону СССР "О собственности в СССР" передача объектов в оперативное управление и хозяйственное ведение должны были осуществляться на основании административных актов, изданных органами государственной власти, уполномоченными управлять и распоряжаться государственным имуществом, такой акт истцом не представлен.
Податель жалобы считает, что с учётом положений приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление ВС РФ N 3020-1) спорные объекты правомерно отнесены к собственности Санкт-Петербурга и переданы в пользование военного комиссариата; считает, что факт использования объектов безотносительно исследования оснований, по которым они используются, не может выступать основанием для отнесения объектов к федеральной собственности в соответствии с приложением N 1 к постановлению ВС РФ N 3020-1.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители военного прокурора и военного комиссариата обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Управление Росреестра о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.11.2014, в отношении нежилого здания площадью 1 341,4 кв. м с кадастровым N 78:31:0001198:2031, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Чайковского, д. 53, лит. А, и нежилого здания площадью 171,8 кв. м с кадастровым N 78:31:0001198:2039, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Чайковского, д. 53, лит. Б, 19.01.2011 зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга.
Ссылаясь на то, что спорные помещения находились во владении и пользовании подразделения военного комиссариата на момент разграничения государственной собственности на недвижимое имущество, военный прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций сослались на архивную справку Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", согласно которой в период с 1953 до 1970 райвоенкомат занимал часть здания N 53 по ул. Чайковского. По данным инвентаризации 1970 года здание административное, помещение 1Н - убежище, помещения 2Н - 8Н общей площадью 1097,29 кв. м занимает райвоенкомат. По данным инвентаризации на 1984 год общая площадь здания составляет 1 346 кв. м. По запросу Комитета по управлению городским имуществом в 2002 году проведен кадастровый учет первичного объекта недвижимости литеры А, общая площадь - 1341,4 кв. м, присвоен кадастровый N 78:1198:0:29. По состоянию на 1971 год литера Б - гараж, по результатам инвентаризации 2002 года литера Б объединена с литерой Г, сформирован объект - литера Б площадью 171,8 кв. м, по запросу Комитета по управлению городским имуществом проведен кадастровый учет первичного объекта недвижимости и присвоен кадастровый N 78:1198:0:81. Технические характеристики всего объекта отражены в техническом паспорте на дом за 1984 год.
Суды сослались на технический паспорт здания от 12.06.1984, в котором указано, что с 1984 года здание по адресу: улица Чайковского, д. 53, используется под размещение военного комиссариата Дзержинского района, в состав здания включен гараж и иные постройки (литеры Б, В, Г); а также на описание земельного участка по адресу: улица Чайковского, д. 53, оформленное проектно инвентаризационным бюро Дзержинского района по состоянию на июль 1984 года, в котором указано на нахождение на участке здания с назначением - конторское, использование - военкомат.
Суды дали оценку договору от 25.04.1990 N 1078 на эксплуатационно-техническое обслуживание радиотрансляционных точек, расположенных в здании по адресу: улица Чайковского, д. 53, заключенному между Северным РТУ ПО Ленинградской городской радиотрансляционной сети и райвоенкоматом Дзержинского района, и договору на эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения и связи сроком действия с 1.01.1989 по 31.12.1995, в котором имеется ссылка на то, что предыдущий договор от 14.03.1985 утратил силу, а также договорам безвозмездного пользования зданиями от 4.06.2003 NN 03-Б125278 и 03-Б125279 о предоставлении упомянутого здания в пользование военного комиссариата Центрального района Санкт-Петербурга, заключенным Комитетом по управлению городским имуществом и военкоматом.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что в соответствии с пунктом 1 постановления ВС РФ N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации включено в раздел 2 приложения N 1 к постановлению под пунктом 2.
Установив, что спорные помещения на момент законодательного разграничения государственной собственности использовались в деятельности военного комиссариата и используются до настоящего времени, суды правомерно признали спорные помещения федеральной собственностью.
Суды обоснованно отказали в применении срока исковой давности, правомерно сославшись на то, что, поскольку помещения не выбывали из владения военного комиссариата, исковая давность на спорные правоотношения не распространяется.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу N А56-20492/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.