25 февраля 2016 г. |
Дело N А52-1480/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Преснецовой Т.Г. и Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 17.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Борисова Александра Борисовича на решение Арбитражного суда Псковской области от 18.09.2015 (судья Васильева О.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Чередина Н.В.) по делу N А52-1480/2015,
установил:
Индивидуальный предприниматель Борисов Александр Борисович, ОГРНИП 304602711200018, обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) администрации города Пскова, место нахождения: г. Псков, ул. Некрасова, д. 22, ОГРН 1026000980246, ИНН 6027022362 (далее - Администрация), выразившихся в необеспечении выбора земельного участка, расположенного восточнее находящегося по адресу: г. Псков, ул. М. Горького, д. 4, лит. В, земельного участка с кадастровым номером 60:27:0050213:79, для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, место нахождения: 180007, г. Псков, Пароменская ул., д. 21/33, ОГРН 1026000971831, ИНН 6027007117 (далее - Комитет по имущественным отношениям), государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия, место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Пушкина, д. 3/13, ОГРН 1146027000074, ИНН 6027153661 (далее - Комитет по охране объектов культурного наследия).
Решением от 18.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.12.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Борисов А.Б., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, суды не учли, что согласно генеральному плану города Пскова земельный участок, на территории которого расположен собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, находится в границах функциональной зоны Р-3 - рекреационной зоны, тогда как испрашиваемый земельный участок находится в функциональной зоне Ж-2 - зоне малоэтажной и среднеэтажной многоквартирной застройки; вопреки выводам судов зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются непосредственно на территории объекта, а не на сопряженной с ней территории, в связи с чем вывод судов о том, что действия (бездействие) Администрации не создают заявителю препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности, ошибочен; при подаче заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта технико-экономическое обоснование проекта строительства не подлежит обязательному представлению; в отличие от зон инженерных и транспортных инфраструктур, территориальных производственных зон в жилых территориальных зонах не допускается размещение объектов, требующих установления санитарно-защитной зоны.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Борисов А.Б. 13.11.2014 обратился в Комитет по имущественным отношениям с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 1300-1700 кв. м, расположенного восточнее земельного участка с кадастровым номером 60:27:0050213:79, и предварительном согласовании предполагаемого места размещения объекта - физкультурно-оздоровительного комплекса - с оформлением права аренды на десять лет.
Комитет по имущественным отношениям письмом от 18.11.2014 N 1/4п-12747 сообщил предпринимателю о направлении Администрации заявки на проведение работ по формированию указанного земельного участка.
Письмом от 31.12.2014 N КН-09-3735 Комитет по охране объектов культурного наследия уведомил Администрацию о невозможности выбора испрашиваемого земельного участка, поскольку он находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ.5-1); режимом использования земель на испрашиваемом участке предусмотрена регенерация историко-градостроительной среды.
Предприниматель, считая, что Администрация, не обеспечив выбор испрашиваемого земельного участка, создала ему препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что испрашиваемый земельный участок расположен одновременно на территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в границах которой предусмотрена регенерация историко-градостроительной и природной среды, и в санитарно-защитной зоне, устанавливаемой для физкультурно-оздоровительных сооружений, а также в пределах санитарного разрыва от гаражей (автостоянок) до предполагаемого объекта застройки, отказали в удовлетворении заявления, указав, что действиями (бездействием) Администрации права заявителя не нарушены.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря 1240 года постройки, расположенный по адресу: г. Псков, ул. М. Горького, д. 1, лит. А, включен в список подлежащих охране памятников архитектуры государственного значения.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления данного Закона, считаются отнесенными к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации), с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями названного Закона.
Согласно статье 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом.
В силу пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 названного Кодекса. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
Согласно пункту 4 статьи 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ на сопряженной с объектом культурного наследия территории устанавливаются следующие зоны охраны объекта: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (пункт 2 статьи 34 Закона N 73-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315, действовавшим до 25.09.2015, утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 11 которого режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом таких требований, как ограничение строительства, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений; обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде; иных требований, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
В силу пункта 29 Положения соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из материалов дела, постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 N 676 (далее - Постановление N 676) утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря".
Согласно приложению 2 к Постановлению N 676 в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ.5) разрешается строительство зданий, строений, сооружений по индивидуальным проектам, запрещается строительство промышленных и складских предприятий, а также зданий, строений и сооружений, нарушающих силуэтность сложившейся линии застройки и существующих городских панорам; устанавливаются специальные требования для отдельных регламентных участков зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в частности, для участка ЗРЗ.5-1 установлены предельные высотные параметры разрешенного строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений относительно существующей высотной отметки уровня земли до конька крыши при условии сохранения силуэтной линии застройки и открытых городских панорам: ул. М. Горького (четная сторона) - не более 10,5 м, вдоль Ольгинской наб. - строительство запрещено, допускается регенерация (восстановление) историко-градостроительной и природной среды.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно генеральному плану города Пскова (схеме функциональных зон генерального плана города Пскова, утвержденной решением Псковской городской Думы от 19.02.2010 N 1125), правилам землепользования и застройки города Пскова (схеме зон ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры; далее - ПЗЗ) испрашиваемый земельный участок, расположенный восточнее земельного участка с кадастровым номером 60:27:0050213:79, находится в границах функциональной и территориальной зоны Ж-2 - зоны малоэтажной и среднеэтажной многоквартирной застройки зданиями в 2-4 этажа, в исторической зоне центра города (объединенной охранной зоне исторического центра).
В соответствии с Постановлением N 676 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ.5-1) с высотным регламентом застройки до 10,5 метров, в пределах которой предусмотрена регенерация (восстановление) историко-градостроительной и природной среды.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих, что предполагаемый к строительству объект может быть отнесен к числу объектов, позволяющих обеспечить регенерацию историко-градостроительной среды, в материалы дела не представлено.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также фрагментам карты градостроительного зонирования ПЗЗ спорный земельный участок расположен между земельными участками с кадастровыми номерами 60:27:0050213:79 (площадью 964 кв. м, вид разрешенного использования - "под парковку автомобильного транспорта"), 60:27:0050213:36, 60:27:0050213:101 (вид разрешенного использования - "для размещения административного здания"); расстояние между земельными участками с кадастровыми номерами 60:27:0050213:79 и 60:27:0050213:101 составляет ориентировочно 49-50 м, а расстояние между земельным участком с кадастровым номером 60:27:0050213:36 и спорным земельным участком - ориентировочно 15 м. Следовательно, учтя необходимость соблюдения санитарного разрыва от автостоянок до площадок для спорта, а также установленный запрет на расположение спортивных сооружений в санитарно-защитных зонах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что использование участка испрашиваемой площадью для целей, заявленных предпринимателем, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе предприниматель фактически привел те же доводы, что и при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций; указанные доводы надлежащим образом исследованы судами и мотивированно не приняты в качестве обоснования заявленных требований и отмены принятых судебных актов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 18.09.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 по делу N А52-1480/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Борисова Александра Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.