29 апреля 2016 г. |
Дело N А66-10003/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии индивидуального предпринимателя Комиссаровой И.А. (паспорт) и ее представителя - Ворицковой С.А. (без доверенности, по ходатайству Комиссаровой И.А.), от Мещерякова Д.Г. - Фроловой Е.П. (доверенность от 25.04.2016), Бердышева А.В. (доверенность 06.08.2015), от администрации Кимрского района Тверской области Ковалева М.Е. (доверенность от 10.11.2015), от администрации Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области Ковалева М.Е. (доверенность от 05.11.2014),
рассмотрев 27.04.2016 в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Кимрского района Тверской области и Мещерякова Дмитрия Глебовича на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.10.2014 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 (судьи Тарасова О.А., Кутузова И.В., Рогатенко Л.Н.) по делу N А66-10003/2014,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Комиссарова Ирина Анатольевна, ОГРНИП 314691007000013, ИНН 330640424809, обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения администрации Кимрского района Тверской области, место нахождения: 171506, Тверская обл., г. Кимры, ул. Урицкого, д. 15, ОГРН 1026901669684, ИНН 6927000957 (далее - Администрация района), выраженного в письме от 13.05.2014 N 959, об отказе в предоставлении в аренду заявителю земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 3775 кв. м, протянувшегося вдоль р. Волги и ручья, местоположение которого установлено относительно ориентира (адрес ориентира: Тверская обл., Кимрский р-н, Центральное сп, севернее окраины дер. Медведицкое), примыкающего к земельному участку с кадастровым номером 69:14:0000019:1053, в аренду на 49 лет для организации пасеки и разведения пчел, об обязании Администрации района утвердить и выдать Комиссаровой И.А. схему расположения указанного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для осуществления крестьянским хозяйством его деятельности с последующим предоставлением земельного участка в аренду на 49 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Кимрского района Тверской области, место нахождения: 171506, Тверская обл., г. Кимры, ул. Урицкого, д. 15, ОГРН 1076910000200, ИНН 6910016571, администрация Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области, место нахождения: 171533, Тверская обл., Кимрский р-н, Центральное сп, пос. Центральный, Абрамовский проезд, д. 11, ОГРН 1056908054917, ИНН 6927006980 (далее - Администрация поселения), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 в лице филиала по Тверской области.
Решением от 01.10.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 28.01.2016 решение оставлено без изменения, прекращено производство по апелляционной жалобе Мещерякова Дмитрия Глебовича.
В кассационных жалобах Администрация района и Мещеряков Д.Г., ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просят отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податели жалоб указывают следующее: решение Совета депутатов Центрального сп Кимрского р-на Тверской обл. (далее - Совет депутатов) от 04.02.2014 N 30 о приостановлении действия решения Совета депутатов от 30.08.2013 N 15 "Об утверждении Генерального плана Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области" (далее - Генеральный план) не было опубликовано, а следовательно, оно не вступило в законную силу; вопреки выводам судов согласно графической части Генерального плана спорный земельный участок частично находится в границах дер. Медведицкое; суды не учли, что, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах береговой полосы реки Волги (Угличского водохранилища), его предоставление в аренду Комиссаровой И.А. сделает затруднительным доступ граждан к водному объекту; вопреки положениям методических рекомендаций по технологическому проектированию объектов пчеловодства РД-АПК 1.10.08.01-10, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 06.08.2010, а также региональных нормативов градостроительного проектирования Тверской области, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 14.06.2011 N 283-па, расстояние от предполагаемой к размещению пасеки до водного объекта общего пользования, общественных мест и земельного участка Мещерякова Д.Г., сын которого имеет аллергию на укус пчел, не соответствует установленному нормативу; участок испрашиваемой площади непригоден для целей пчеловодства, поскольку не позволяет разместить на территории пасеки необходимые объекты инфраструктуры в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами содержания пчел, утвержденными Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 15.12.1976.
В отзыве на кассационную жалобу Комиссарова И.А. просит оставить обжалуемые судебные акты в силе, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Администрации района и Мещерякова Д.Г. поддержали доводы, изложенные в жалобах, а представитель Комиссаровой И.А. - в отзыве на них.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комиссарова И.А. 13.03.2014 обратилась в Администрацию района с заявлением (с учетом дополнения к нему от 21.03.2014) о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 3775 кв. м, протянувшегося вдоль берега р. Волги и ручья, местоположение которого установлено относительно ориентира (адрес ориентира: Тверская обл., Кимрский р-н, Центральное сп, севернее окраины дер. Медведицкое), примыкающего к границам земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000019:1053, для организации пасеки и разведения пчел (16 пчелосемей из расчета 1 пчелосемья на 250 кв. м), приложив свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, проект границ и схему расположения испрашиваемого земельного участка, копию доверенности от 13.03.2014.
Письмом от 13.05.2014 N 959 Администрация района отказала Комиссаровой И.А. в предоставлении земельного участка в аренду, указав, что в соответствии с Генеральным планом и правилами землепользования и застройки Центрального сп Кимрского р-на Тверской обл. (далее - Правила землепользования и застройки поселения) испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах: жилой застройки (1ЖЗ-1) и сельскохозяйственного назначения (7 СХЗ-1).
Комиссарова И.А., считая отказ Администрации района незаконным и нарушающим ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, указав, что Комиссаровой И.А. соблюдены требования статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), а Администрация района не доказала наличие (утверждение) Генерального плана и не оспаривает отнесение испрашиваемого участка к землям сельскохозяйственного назначения, заявленные требования удовлетворил. Апелляционный суд с указанными выводами согласился, ходатайство Администрации района о назначении землеустроительной экспертизы отклонил, сославшись на ее нецелесообразность ввиду установления с момента утверждения Правил землепользования и застройки поселения территориальных зон и градостроительных регламентов этих зон и недоказанностью Администрацией района нахождения испрашиваемого участка вне зоны сельскохозяйственного назначения. Кроме того, апелляционный суд указал, что часть испрашиваемой территории относится к землям сельскохозяйственного назначения, Администрация района не мотивировала правомерность отказа в предоставлении участка заявленной площади.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом N 74-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 Закона N 74 для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления им деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 этой статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 этой статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка (пункты 3, 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (пункт 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Следовательно, как Земельный кодекс Российской Федерации (пункт 1 статьи 78, пункт 1 статьи 81), так и Закон N 74-ФЗ установили, что для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, за исключением случаев предоставления участков для строительства объектов недвижимости, земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, Закон N 74-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определял процедуру предоставления земельного участка, в частности основания, при которых участок предоставляет в возмездное или безвозмездное пользование, в собственность.
Так как указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежали правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Применение этой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 Закона N 101-ФЗ, согласно которой участниками отношений, регулируемых названным Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом случаи предоставления гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, в аренду без проведения торгов земельных участков урегулированы в пунктах 4, 5.1 и 7 Закона N 101-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществлялась в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имелось только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускалось при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения данного пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 названной статьи. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Суд первой инстанции, указав на недоказанность наличия утвержденного Генерального плана и сославшись при этом на письма Кимрского межрайонного прокурора от 16.06.2014, Администрации поселения от 29.04.2014 N 85, Совета депутатов от 11.09.2014 N 115, отклонил довод Администрации района о нахождении части испрашиваемого земельного участка в границах дер. Медведицкое. Однако согласно письму Совета депутатов от 11.09.2014 N 115 решением Совета депутатов от 04.02.2014 N 30 решение от 30.08.2013 N 15 об утверждении Генерального плана приостановлено на 4 месяца для устранения нарушений, выявленных Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций. Вопрос о возобновлении действия Генерального плана на момент принятия решения судом первой инстанции не исследовался. В апелляционную инстанцию в качестве документов, подтверждающих действие Генерального плана, представлены акт плановой выездной проверки соблюдения Советом депутатов законодательства о градостроительной деятельности от 16.12.2013 N 46-п, предписание от 16.12.2013 N 38-п, решение Совета депутатов от 15.09.2014 N 74, оценку которым суд апелляционной инстанции не дал.
Апелляционный суд, сославшись на нахождение испрашиваемого участка в территориальной зоне сельскохозяйственного использования, отклонил ходатайство Администрации района о проведении землеустроительной экспертизы, не приняв во внимание, что предусмотренные пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ территориальные зоны устанавливаются для земель населенных пунктов, а для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из письма кадастрового инженера Копанева Д.В. от 19.03.2015, при подготовке схемы расположения земельного участка площадью 3775 кв. м для крестьянского (фермерского) хозяйства Комиссаровой И.А. сведения Генерального плана не использовались ввиду отсутствия их в государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах вывод судов о незаконности отказа в предоставлении Комиссаровой И.А. испрашиваемого участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства является недостато обоснован, сделан без установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, в частности, находится ли этот участок (его часть) в границах населенного пункта, возможно ли сформировать участок заявленной площади на землях сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, пунктами 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров; каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 4 статьи 5 ВК РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.
На схеме земельного участка площадью 3775 кв. м (т.д. 5 л. 102) видно, что его граница проходит по урезу воды р. Волги. Суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 8 статьи 27 ЗК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для определения, находится ли испрашиваемый земельный участок в границах береговой полосы, не дав оценки заявлению Комиссаровой И.А. о предоставлении земельного участка, согласно которому она намерена участок огородить, и не проверив юридическую возможность использования участка для разведения пчел без установления соответствующего ограждения. Кроме того, апелляционный суд не дал оценки доводу Администрации района о нахождении части испрашиваемого участка в границах водного объекта.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Мещеряков Д.Г., не являясь лицом, участвующим в деле, на основании статьи 42 АПК РФ обратился с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции и с кассационной жалобой как на решение, так и постановление, которым производство по его апелляционной жалобе прекращено.
Суд кассационной инстанции, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом положений статьи 42 АПК РФ, согласен с выводами суда апелляционной инстанции о том, что права Мещерякова Д.Г. по указанным им в жалобе основаниям решением не нарушаются. Однако, учитывая, что Комиссарова И.А. обращается с требованием о предоставлении испрашиваемого участка в аренду сроком на 49 лет без публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка в средствах массовой информации, а Мещеряков Д.Г. в 2014 году обращался в Администрацию района с заявлением о предоставлении участка, суд кассационной инстанции предлагает суду первой инстанции при новом рассмотрении дела проверить, какой участок просил предоставить Мещеряков Д.Г., и имеются ли основания, предусмотренные статьей 51 АПК РФ, для привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам сторон, принять законное и обоснованное решение, по результатам рассмотрения спора распределить расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.10.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по делу N А66-10003/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.