06 июля 2016 г. |
Дело N А56-35834/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Дмитриева В.В., Коробова К.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" Шостак О.А. (доверенность от 11.03.2014 N 0204/29-8-14), от федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Минкевича Ю.Б. (доверенность от 16.02.2016),
рассмотрев 30.06.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2015 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-35834/2015,
установил:
Открытое (впоследствии - публичное) акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", место нахождения: 191055, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 10, ОГРН 1117847144876, ИНН 7841443420 (далее - Учреждение), о взыскании 503 696 руб. 28 коп. задолженности за услуги связи.
Решением суда от 12.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2016, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие их выводов имеющимся доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Учреждение (государственный заказчик, получатель услуг) и Общество (исполнитель) 15.12.2014 заключили государственный контракт от N 14019888-1 (далее - госконтракт), в соответствии с пунктом 2.1 которого исполнитель обязался оказывать государственному заказчику услуги в соответствии со спецификациями (приложениями N 1, 2, 3), а государственный заказчик - принимать и оплачивать оказанные услуги.
Под услугами согласно пункту б) пункта 1.1 госконтракта понимается предоставление доступа к сети связи общего пользования, местной, внутризоновой, междугородной телефонной и телеграфной связи в интересах абонентов Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Республики Карелия.
Госконтракт вступает в силу с 15.12.2014 и действует по 31.12.2014. Действие госконтракта стороны распространили на отношения, возникшие с 01.08.2014 (пункт 13.2 госконтракта).
Пунктом 8.3 госконтракта установлено, что фактически оказанные услуги государственный заказчик оплачивает в течение тридцати банковских дней после предоставления исполнителем счета на оказанные в отчетном периоде услугт, счета-фактуры, акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Оказав в августе - декабре 2014 года услуги связи Общество выставило счета на их оплату.
Поскольку Учреждение услуги не оплатило, в его адрес была направлена претензия от 20.01.2015 N 0204/05/244-15 с требованием о погашении задолженности.
Оставление Учреждением претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества с иском в суд.
Суды, признав требования Общества обоснованными, удовлетворили их.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Пунктом 44 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32 (далее - Правила), предусмотрено, что основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные соединения по сети передачи данных (сеансы связи) являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных услуг связи по передаче данных.
В силу пунктов 106, 113 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310 основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные местные (при повременном учете), внутризоновые, междугородные или международные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи. Счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены в Федеральном законе от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
В силу статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 указанного Закона оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи (пункт 2 статьи 54 Закона о связи).
Факт оказания Обществом Учреждению в спорный период услуг связи, установлен судами двух судебных инстанций, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, ответчиком не оспорен.
Довод Учреждения об отсутствии у него обязанности оплатить услуги международной связи и "прочие" услуги, поскольку они не были предусмотрены госконтрактом, неоснователен ввиду следующего.
Спецификацией N 3 предусмотрен доступ к услугам междугородной и международной связи, в ней же перечислены номера телефонов и адреса их установки, позволяющие получать услуги международной связи.
В перечень прочих услуг входит цифровой поток передачи данных, соединяющий УПАТС (управленческую производственную автоматическую телефонную станцию) с АТС (автоматической телефонной станцией) Общества.
Согласно пункту 2 Правил абонентская линия - линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с оконечным элементом сети связи.
Как пояснил представитель Общества, для оказания абоненту услуг связи с использованием УПАТС необходимо при помощи специального кабеля, по которому идёт обмен информацией между УПАТС и опорной АТС (ОПТС - опорно-транзитной станцией) оператора связи и точкой присоединения на уровне ОПТС, через которую обеспечивается функционирование этого потока (комплекс специальных программно-технологических блоков обработки и распределения входящих и исходящих сигналов между УПАТС и ОПТС), включить абонентскую линию в единый технологический цикл функционирования цифрового потока передачи данных.
Суды установили факт оказания оператором пользователю спорных услуг.
Доказательства, свидетельствующие об отказе Учреждения от услуг Общества, в материалы дела не представлены.
Следовательно, суды правомерно удовлетворили исковые требования Общества, взыскав с Учреждения задолженность.
Довод Учреждения о том, что оно освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), следует признать ошибочным.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ); государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
В пункте 4 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 (в редакции информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139) разъяснено, что глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подпункта 1 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
В силу части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов.
Ответчик имеет статус федерального казенного учреждения. Наличие статуса государственного органа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, поскольку такой орган может действовать как в сфере властных, публичных отношений, так и в области хозяйственных отношений как учреждение (статья 120 ГК РФ).
Основанием для обращения Общества в арбитражный суд послужило неисполнение Учреждением обязательств по госконтракту.
Госконтракт является гражданско-правовой сделкой и не затрагивает государственные и общественные интересы.
В связи с изложенным Учреждение не освобождается от уплаты государственной пошлины ни на основании подпункта 1, ни на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 по делу N А56-35834/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.