30 августа 2016 г. |
Дело N А05-14123/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Пастуховой М.В. и Серовой В.К.,
при участии от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" Денисова Р.Л. (доверенность от 18.08.2016 N 27), Андреевой Н.В. (доверенность от 15.01.2016 N 5), от Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Петухова А.В. (доверенность от 12.10.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по делу N А05-14123/2015 (судьи Смирнов В.И., Виноградова Т.В. и Докшина А.Ю.),
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", место нахождения: 163050, г. Архангельск, Пирсовая ул., д. 27, ОГРН 1022900532490, ИНН 2901086624 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698 (далее - Агентство), о признании недействительным распоряжения от 30.10.2015 N 88 р-о/э "О прекращении рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии" (далее - Распоряжение N 88-р), возложении обязанности на Агентство признать заявителя соответствующим критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184; о возложении обязанности на Агентство установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые заявителем, на долгосрочный период регулирования 2016 - 2020 годы (с учетом уточнения заявления).
Решением от 25.01.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 27.04.2016 решение от 25.01.2016 отменено. Апелляционный суд признал недействительным Распоряжение N 88-р, возложил на Агентство обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Учреждения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Агентство, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 27.04.2016 и принять новый судебный акт по делу об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о том, что истец соответствует критериям сетевой организации, установленным действующим законодательством и для него должен быть установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Учреждения возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение владеет на праве оперативного управления объектами электросетевого хозяйства.
Учреждение (исполнитель) и открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (заказчик) заключили государственный контракт от 12.02.2015 N 6-01260/12 на предоставление услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям исполнителя и которым заказчик обязан организовать передачу электрической энергии. Срок действия контракта установлен с 01.01.2015 по 31.01.2016.
Агентство издало распоряжение от 03.09.2015 N 44р-о/э "Об открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии" на долгосрочный период регулирования 2016 - 2020 годы. Копию названного распоряжения Агентство направило в адрес Учреждения.
Учреждение с сопроводительным письмом от 09.10.2015 N 1/17-7858 направило в адрес Агентства информацию об объектах электросетевого хозяйства и однолинейные схемы.
Письмами от 08.09.2015 N 1/17-7025, от 05.10.2015 N 1/17-7703 Учреждение предоставило в Агентство дополнительную информацию о принадлежащих ему на праве оперативного управления объектах электросетевого хозяйства, мощностях.
Распоряжением N 88-р Агентство прекратило рассмотрение дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Учреждением на 2016 год в связи с несоответствием юридического лица критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии N 184).
Агентство в письме от 30.10.2015 N 313/3998 сообщило Учреждению, что оно не соответствует пункту 1 Критериев N 184, в связи с чем отсутствуют основания для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год. К названному письму Агентство приложило копию Распоряжения N 88-р.
Не согласившись с принятым Распоряжением N 88-р, Учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о том, что Учреждение, будучи федеральным казенным учреждением, является некоммерческой организацией, в связи с чем не соответствует требованиям действующего законодательства, предъявляемым к сетевым организациям. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общая суммарная мощность силовых трансформаторов тока, принадлежащих Учреждению составляет 10,33 МВА.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что Учреждение не соответствует требованиям действующего законодательства, предъявляемым к сетевым организациям, отменил решение и удовлетворил заявление.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу абзаца шестого пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названных положений Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178).
Кроме того, в Критериях N 184 содержится перечень критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что Учреждение отвечает требованиям сетевой организации, предъявляемым действующим законодательством, в том числе Критериям N 184.
При этом апелляционный суд исходил из того, что Учреждение на праве оперативного управления владеет объектами электросетевого хозяйства и оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Апелляционный суд установил, что суммарная мощность трансформаторов тока Учреждения составляет 10,33 МВА. Для передачи электроэнергии другим юридическим лицам используются трансформаторы мощностью 4 МВА, а остальная мощность 6,33 МВА используется для нужд различных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод Агентства о том, что трансформаторы суммарной мощностью 6,33 МВА используются в целях передачи электрической энергии исключительно учреждениям уголовно-исправительной системы Архангельской области, то есть для собственных нужд.
В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1) в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, являются самостоятельными юридическими лицами.
Таким образом, апелляционный суд правомерно указал, что оказание Учреждением услуг по передаче электрической энергии другим юридическим лицам, входящим в систему органов уголовно-исполнительной системы, является оказанием услуг сторонним потребителям, а не передачей энергии на собственные нужды Учреждения.
В суде кассационной инстанции представитель Агентства пояснил, что пунктам 2-5 Критериев N 184 Учреждение соответствует.
В силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным Законом, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод Агентства о том, что тариф на услуги по передаче электрической энергии может быть установлен только организации, которая по своей организационно-правовой форме является коммерческой и, соответственно, передача электрической энергии является одним из основных видов ее деятельности.
Апелляционный суд указал, что согласно уставу Учреждение является федеральным казенным учреждением, которое в силу пункту 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Деятельность по оказанию услуг по передаче электроэнергии сторонним потребителям соответствует пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 9 Закона N 5473-1, согласно которой одним из источников финансового обеспечения деятельности учреждения уголовно-исполнительной системы являются доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания; а также статье 11 названного закона, согласно которой учреждения, исполняющие наказания, и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право использовать имущество, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; пункту 16 статьи 14 указанного закона, согласно которому учреждениям, исполняющим наказания, предоставлено в числе прочих право осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду.
В соответствии с пунктом 2.4.1 Устава Учреждение оказывает услуги по поставке (передаче) электрической энергии, пара и горячей воды (тепловой энергии), холодной воды.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правомерный вывод о том, что Учреждение полностью соответствует критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, а следовательно, имеет право на установление соответствующего тарифа.
Таким образом, апелляционный суд обоснованно отменил решение суда, признал недействительным Распоряжение N 88-р и возложил на Агентство обязанность устранить нарушение законных прав и интересов Учреждения.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по делу N А05-14123/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.