30 сентября 2016 г. |
Дело N А13-12285/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" Шкляева Н.В. (доверенность от 26.10.2015 N 528), от Администрации города Вологды Красильниковой Е.В. (доверенность от 15.02.2016 N 13),
рассмотрев 27.09.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.01.2016 (судья Шумкова И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу N А13-12285/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологдаэлектротранс", место нахождения: 160000, город Вологда, Вологодская область, Ленинградская улица, дом 97, ОГРН 1023500870030, ИНН 3525006784 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному образованию "Город Вологда" в лице Администрации города Вологды, место нахождения: 160035, город Вологда, Каменный мост, дом 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), о взыскании 2 055 800 руб. убытков, причиненных истцу в связи с перевозкой в 2014 году школьников и студентов в городе Вологде. Иск принят с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 23.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.05.2016, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении требований Общества отказать.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании постановления Администрации от 28.10.2013 N 8665 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом городского сообщения (кроме такси)" Общество осуществляло перевозки на территории города Вологды студентов, учащихся образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования.
В связи с перевозкой в 2014 году в городе Вологде пассажиров, являющихся студентами и школьниками, предъявившими льготные месячные проездные билеты, приобретенные ими по льготным ценам в соответствии с Постановлением N 8665, по мнению истца, он понес дополнительные расходы в размере 2 055 800 руб. по перевозке данных категорий пассажиров в части, не покрытой полученной выручкой от реализации месячных билетов.
Полагая, что ответчик должен возместить данные расходы, Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций признали иск обоснованным как по праву, так и по размеру.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с Законом Вологодской области от 05.10.2006 N 1501-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования цен (тарифов)" (с последующими изменениями), "Порядком регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным (кроме такси) и электрическим общественным транспортом городского сообщения на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержденным постановлением главы города Вологды от 29.11.2007 N 5583 (далее - Порядок N 5583), на основании статей 38 и 44 Устава муниципального образования "Город Вологда", постановлением Администрации города Вологды от 28.10.2013 N 8665 (далее - Постановление N 8665) утверждены тарифы: на перевозку пассажиров общественным транспортом городского сообщения (кроме такси) за наличный расчет - в размере 20 руб. за одну поездку; на перевозку пассажиров общественным транспортом городского сообщения (кроме такси) при оплате проезда с применением электронных карт - в размере 17 руб. за одну поездку; на провоз багажа общественным транспортом городского сообщения (кроме такси) - в размере 20 руб. за одно место; на перевозку пассажиров по месячному проездному билету для студентов образовательных организаций высшего образования и студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях по программам подготовки специалистов среднего звена, автобусами или троллейбусами в течение учебного года - в размере 660 руб.; на перевозку пассажиров по месячному проездному билету для учащихся в общеобразовательных организациях и студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях по образовательной программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих), автобусами или троллейбусами в течение учебного года - в размере 340 руб.
Пунктами 1 - 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абзац 2 пункта 1); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абзац 3 пункта 1).
Суды руководствуясь приведенными нормативными положениями, а также статьями 16, 426, 789 и 1069 ГК РФ, 6 и 68 БК РФ, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришли к выводу, что Обществом понесены убытки в связи с предоставлением льготного проезда на городском общественном транспорте по тарифу, установленному Постановлением N 8665, и удовлетворили иск.
При расчете размера убытков Общество и суды исходили из фактического количества поездок студентами и школьниками в спорном периоде, стоимости одной поездки, установленной Постановлением N 8665, а также выручки от продажи ежемесячных проездных для указанных категорий лиц. Расчет судами проверен, признан верным. Правильность расчета в кассационной жалобе Администрацией не оспаривается.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны заявленным ранее в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.01.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по делу N А13-12285/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.