23 декабря 2016 г. |
Дело N А42-1093/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Пастуховой М.В., Старченковой В.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Кузнецовой О.В. (доверенность от 03.02.2016), от общества с ограниченной ответственностью "Просвет" Смирнова В.А. (доверенность от 12.05.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2016 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Кашина Т.А.) по делу N А42-1093/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Просвет" (место нахождения: Мурманская обл., Кольский р-н, с. Териберка, ул. Комсомольская, д. 26, ОГРН 1135105000997, ИНН 5105096475; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (место нахождения: Ленинградская обл., гор. Гатчина, ул. Соборная, д. 31, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; далее - Компания) о взыскании неосновательного обогащения в размере 9 649 518 руб. 98 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (место нахождения: Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр. 4, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075) и Комитет по тарифному регулированию Мурманской области (место нахождения: гор. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403; далее - Комитет).
Решением от 14.05.2016 (судья Дубровкин Р.С.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.10.2016 решение от 14.05.2016 отменено. С Компании в пользу Общества взыскано 9 649 518 руб. 98 коп. неосновательного обогащения.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение норм права, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 06.10.2016, а решение от 14.05.2016 оставить в силе. Податель жалобы указывает, что поскольку Обществу тариф на 2016 год не установлен и право на оказание услуг по передаче электрической энергии у него отсутствует, оснований для удовлетворения исковых требований за счет Компании не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление апелляционной инстанции от 06.10.2016 без изменения, полагая его правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет считает ее доводы обоснованными.
В судебном заседании представитель Компании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Обществу на праве аренды принадлежат следующие объекты недвижимости: здание электростанции общей площадью 517,1 кв. м, инв. N 185, лит. "Б"; электрические сети ЛЭП-0,4 кВ протяженностью 3 440 м, в том числе: воздушные электрические сети - 1 697 м, кабельные электрические сети - 1 743 м, инв. N 153; электрические сети ЛЭП-6 кВ протяженностью 5 267 м, в том числе: воздушные электрические сети - 4 415 м, кабельные электрические сети - 852 м, инв. N 154; здание трансформаторной подстанции N 1 общей площадью 84,8 кв. м; здание трансформаторной подстанции N 3 общей площадью 37,2 кв. м; здание трансформаторной подстанции N 4 общей площадью 41,2 кв. м, инв. N 1519, лит. "Б"; трансформаторная подстанция N 7 общей площадью 26,8 кв. м, инв. N 144, лит. "Б"; здание трансформаторной подстанции 35 кВ / 6 кВ общей площадью 389,7 кв. м, пристройка площадью 4,2 кв. м, здание трансформаторной подстанции общей площадью 35,1 кв. м, инв. N 818а, а также земельный участок с разрешенным использованием для эксплуатации производственного комплекса (мастерские), общей площадью 1 400 кв. м, расположенные в селе Териберка Кольского района Мурманской области.
Данные объекты являются объектами электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляется поставка электрической энергии потребителям села Териберка.
В 2015 году деятельность по передаче электрической энергии осуществляло Общество. Постановлением Комитета от 19.12.2014 N 62/38 для Общества установлен индивидуальный тариф для взаиморасчетов с Компанией за услуги по передаче электрической энергии на 2015 год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Общество 30.04.2015 обратилось в Комитет с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на 2016-2018 годы.
Комитет постановлением от 29.12.2015 N 64/5 установил индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2016 без тарифа для Общества.
Общество, ссылаясь на то обстоятельство, что фактически продолжало оказывать соответствующие услуги и в 2016 году, что повлекло затраты на эксплуатацию находящихся в его владении электрических сетей, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований для взыскания стоимости упомянутых услуг до установления Обществу регулирующим органом экономически обоснованного тарифа.
Суд апелляционной инстанции решение суда отменил и удовлетворил исковые требования Общества за счет Компании.
Как усматривается из материалов дела, в январе - апреле 2016 года через находящиеся во владении Общества электрические сети осуществлялся переток электрической энергии потребителям села Териберка.
Согласно расчету Общества размер неосновательного обогащения Компании составил 9 649 518 руб. 98 коп., в том числе в январе - 2 129 837 руб. 67 коп., в феврале - 2 129 837 руб. 67 коп., в марте - 2 129 837 руб.67 коп., в апреле - 3 260 005 руб.97 коп. Для оплаты выставлены счета.
В расчет неосновательного обогащения вошли арендная плата по договорам от 22.10.2014 N 1 и от 16.01.2015 N 2, заработная плата директора и главного инженера, страховые взносы, расходы на эксплуатацию, обслуживание и ремонт электросетевого оборудования.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно приведенному в Законе определению услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В силу положений Закона N 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.
В Мурманской области органом, наделенным полномочиями по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии является Комитет.
Как установлено в пункте 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила N 1178) организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения об установлении тарифов.
В пункте 24 Правил N 1178 указано, что основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Положение N 184).
Пунктом 1 Положения N 184 определено, что владелец электросетевого хозяйства относится к территориальным сетевым организациям, если на срок не менее очередного расчетного периода регулирования владеет на праве собственности или ином законном основании силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.
Поскольку Общество этому критерию не соответствовало, Комитет в письме от 02.11.2015 N 06-03/2807-ВГ уведомил его об отсутствии оснований для установления для Общества тарифа на 2016 год.
Следовательно, оказывать соответствующие услуги в 2016 году Общество не имело права.
Вместе с тем, в силу пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее- Правила N 861) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства только после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Аналогичные разъяснения даны в информационном письме ФСТ России N ЕП-7170/12 и Минэнерго России N ВК-7135/09, согласно которым юридическое лицо, не соответствующее Положению N 184, не вправе требовать плату за передачу электрической энергии в соответствии с пунктом 6 Правил N 861.
Общество, осуществляя регулируемый вид деятельности в отсутствие установленного экономически обоснованного тарифа, не вправе в обход предусмотренного соответствующими нормативными актами порядка, требовать за это оплату, фактически предъявляя Компании свои коммерческие расходы.
При таком положении основания для удовлетворения заявленных Обществом исковых требований отсутствуют.
Постановление апелляционной инстанции, которым с ответчика в пользу истца со ссылкой на нормы, регулирующие отношения по теплоснабжению, взыскано неосновательное обогащение, подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм права. Решение суда первой инстанции надлежит оставить в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2016 по делу N А42-1093/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.05.2016 по тому же делу оставить в силе.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе оставить на обществе с ограниченной ответственностью "Просвет".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Просвет" (место нахождения: Мурманская обл., Кольский р-н, с. Териберка, ул. Комсомольская, д. 26, ОГРН 1135105000997, ИНН 5105096475) в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" 3 000 руб. расходов по госпошлине по кассационной жалобе.
Приостановление исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2016 по делу N А42-1093/2016 отменить.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.