Требование: об урегулировании разногласий при заключении договора водоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
12 января 2017 г. |
Дело N А26-1769/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 12.01.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская инфекционная больница" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.06.2016 (судья Дементьева А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 (судьи Зотеева Л.В., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А26-1769/2016,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканская инфекционная больница", место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Кирова, дом 42, ОГРН 1021000525644, ИНН 1001040992 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал", место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Гоголя, дом 60, ОГРН 1141001014330, ИНН 1001291146 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения от 27.01.2016 N 100-3-21-04410-01, а именно: изложить пункт 14.3 договора в следующей редакции: "Абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги холодного водоснабжения и водоотведения, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, обязан уплатить Организации ВКХ пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты, от неоплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты", а также исключить приложение N 4 из договора.
Решением от 03.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.09.2016, исковые требования Учреждения удовлетворены частично: пункт 14.3 договора принят в редакции Учреждения, приложение N 4 - в редакции Общества, в исключении из договора этого приложения отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме.
Как полагает податель жалобы, суды не учли, что типовым договором не предусмотрено приложение о нормативах сбросов в систему канализации, а нормативы по составу сточных вод, утвержденные решением Петрозаводского городского совета народных депутатов от 04.12.1990 N 2673, касаются промышленных предприятий, к числу которых Учреждение по роду своей деятельности не относится; иные нормативы для города Петрозаводска либо Республики Карелия не утверждены.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Петрозаводска, направило Учреждению (абоненту) 23.12.2015 проект договора холодного водоснабжения и водоотведения от 27.01.2016 N 100-3-21-04410-01, предметом которого являются обязательства Общества по подаче абоненту холодной воды из централизованных систем холодного водоснабжения через присоединенную водопроводную сеть; осуществлению приема сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечение их транспортировки, очистки и сброса в водный объект. Абонент, в свою очередь, обязуется оплатить услуги по принятию, очистке и транспортировке сброшенных стоков, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод
Учреждение не согласилось с предложенной Обществом редакцией договора и направило протокол разногласий в части пунктов 14.3, 15.3, приложений N 1 и 4.
В ответ с сопроводительным письмом от 08.02.2016 N 131.07-1-2/801 Общество направило протокол согласования разногласий, с которым Учреждение также не согласилось.
Поскольку разногласия между сторонами урегулированы не были, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили исковые требования.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), согласно пункту 10 статьи 7 которого в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
С августа 2013 года вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В пункте 3 названного постановления N 644 установлено, что действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) с 01.01.2019 не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Закон N 416-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 указанного постановления раздел VII Правил N 644, который устанавливает порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, вступил в силу с 01.01.2014.
Таким образом, законодатель разделяет плату для всех абонентов за сброс загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения на две составляющие: за негативное воздействие на водные объекты через систему канализации (в соответствии с Правилами N 167) и за негативное воздействие на сети и сооружения самой системы канализации (в соответствии с Правилами N 644).
При этом для абонентов, на которых не распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", продолжают действовать Постановление N 1310 и пункты 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167.
Согласно данным нормативным правовым актам органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов с абонентов, а денежные средства, взимаемые с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, используются организациями водопроводно-коммунального хозяйства при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В спорный период Учреждению не были установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод. Соответственно, в отношениях с Обществом оно должно руководствоваться Правилами N 167 и Постановлением N 1310.
Как обоснованно указали суды, приведенные в приложении N 4 к договору нормативы допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, с целью обеспечения режима безаварийной работы централизованной системы водоотведения, соответствуют нормативным показателям предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ, содержащихся в стоках при сбросе их в городскую систему канализации города Петрозаводска, утвержденным решением Исполкома Петрозаводского городского Совета народных депутатов от 04.12.1990 N 2673. Указанное решение направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием платы.
Исключение из договора приложения N 4 к договору, на котором настаивает истец, приведет к освобождению Учреждения от обязанности по соблюдению норм законодательства об охране окружающей среды и по несению ответственности за нанесение вреда.
Довод подателя жалобы о том, что к спорным правоотношениям сторон достаточно применять приложение N 5 к договору, которое аналогично приложению N 3 к Правилам N 644 "Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения" (в редакции, действовавшей до 03.11.2016), правомерно не принят судами во внимание, поскольку данным приложением установлены максимальные допустимые значения показателей и (или) концентрации в натуральной пробе сточных вод, которые не учитывают особенности системы коммунального водоснабжения и канализации города Петрозаводска в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации.
Утверждение подателя жалобы о том, что типовым договором не предусмотрено приложение о нормативах сбросов в систему канализации, отклоняется судом кассационной инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 644 договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с пунктом 31 данного типового договора (в редакции, действовавшей до 03.11.2016) нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 7.
По смыслу положений приведенного пункта, в едином типовом договоре холодного водоснабжения и водоотведения стороны устанавливают нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в соответствии с нормативами, установленными органами местного самоуправления, которые заблаговременно доводятся до сведения абонента.
С учетом указанных обстоятельств суд кассационной инстанции считает, что суды правомерно отказали в удовлетворении требования Учреждения в отношении приложения N 4.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 по делу N А26-1769/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская инфекционная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.