07 февраля 2017 г. |
Дело N А42-9782/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.07.2016 (судья Кузнецова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Фуркало О.В.) по делу N А42-9782/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Мончегорская теплосеть", место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Строительная, д. 15, ОГРН 1055100082025, ИНН 5107909768 (далее - ОАО "Мончегорская теплосеть"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис", место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Нагорная, д. 34, ОГРН 1065109002530, ИНН 5109001918 (далее - Общество), о взыскании 1 110 681 руб. 71 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в октябре 2015 года, 3 295 093 руб. 69 коп. неустойки, а также неустойки в размер 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) с 24.06.2016 по день фактической уплаты долга.
Решением суда от 01.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2016, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 01.07.2016 частично изменить, взыскав с Общества в пользу истца 3 212 996 руб. 19 коп. неустойки, рассчитанной исходя из размера 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки) ЦБ РФ от суммы основного долга, в остальной части иска отказать, а постановление от 11.10.2016 отменить.
По мнению подателя жалобы, у истца не имелось оснований для применения при расчете стоимости тепловой энергии, потребленной спорными жилыми домами в октябре 2015 года, нормативов потребления с повышающим коэффициентом.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Мончегорская теплосеть" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. ОАО "Мончегорская теплосеть" в письме от 30.01.2017, направленном в суд кассационной инстанции через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр", просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Мончегорская теплосеть" является теплоснабжающей организацией и осуществляет теплоснабжение и поставку горячей воды в многоквартирные жилые дома, в том числе находящиеся в управлении ответчика.
ОАО "Мончегорская теплосеть" (теплоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 18.11.2013 N 354/2013 (далее - Договор), по которому теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (тепловую энергию) и горячую воду по открытой системе теплоснабжения, а абонент - принимать и оплачивать ресурс в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных Договором.
В октябре 2015 года ОАО "Мончегорская теплосеть" поставило тепловую энергию в жилые многоквартирные дома, находящиеся в управлении Общества, и выставило к оплате счет-фактуру от 31.10.2015 N МТ3217 на сумму 79 212 506 руб. 85 коп., однако абонент в полном объеме не оплатил.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства по оплате поставленной тепловой энергии, ОАО "Мончегорская теплосеть" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление коммунальных услуг гражданам, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в спорный период регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В то же время со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правительство Мурманской области постановлением от 01.07.2013 N 358-ПП утвердило Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии (далее - Порядок N 358-ПП).
Приведенные в Порядке N 358-ПП формулы для определения размера платы за отопление в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, соответствуют формулам, на которые имеется ссылка в подпункте "б" пункта 21 Правил N 307.
Поскольку Правила N 307 в части расчетов за отопление в 2015 году продолжали действовать, в отношении многоквартирных домов, оборудованных общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, стороны должны были ими руководствоваться.
Между тем, в настоящем случае спор касается тех жилых домов, общедомовые приборы учета в которых вышли из строя или сняты на поверку на срок свыше трех месяцев. В этом случае истец обоснованно руководствовался пунктами 59 - 60 (1) Правил N 354 и исходил из того, что общедомовые приборы учета отсутствуют. Следовательно, в этом случае Порядок N 358-ПП в расчетах применяться не может.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период редакции) при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к названным правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета коммунального ресурса.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с названным Законом, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (пунктм 3(1) приложения N 1), которые составляют: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1,1; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1,2; с 01.01.2016 по 30.01.2016 - 1,4; с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1,5; с 2017 года - 1,6.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11.03.2013 N 34 (далее - Приказ N 34) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, а Приказом от 22.04.2015 N 77 в Приказ N 34 внесены изменения, он дополнен приложениями 2.1 и 4.1, в которых на территории Мурманской области установлены нормативы потребления с учетом повышающего коэффициента. Следовательно, вопреки доводам ответчика, в отношениях сторон в спорный период не могли применяться нормативы, которые действовали по состоянию на 30.06.2012. Эти нормативы, исходя из содержания пунктом 2 и 6 Приказа N 34, утратили силу.
Таким образом, из положений приведенных нормативных актов следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не имеющих соответствующего прибора учета (при наличии технической возможности установки прибора учета), должен применяться повышенный норматив.
Установив, что ответчик в полном объеме тепловую энергию, потребленную в октябре 2015 года не оплатил, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно взыскали с ответчика 1 110 681 руб. 71 коп. задолженности.
Требование истца о взыскании неустойки соответствует условиям Договора. Неустойка рассчитана из размера 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России. Расчет неустойки судами проверен и признан правильным. Суды не усмотрели оснований для применения статьи 333 ГК РФ и снижения неустойки.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.07.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 по делу N А42-9782/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.