Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
10 февраля 2017 г. |
Дело N А26-5153/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Терещука А.В. (доверенность от 14.06.2016 N 103), от общества с ограниченной ответственностью "Кааламский нерудный комбинат" генерального директора Романовой С.Б. (решение участника от 01.12.2012 N 1) и Бадаева М.В. (доверенность от 27.05.2016 N 10),
рассмотрев 08.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2016 (судья Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу N А26-5153/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кааламский нерудный комбинат" (место нахождения: 195176, Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 15, лит. "А", пом. 3Н, ОГРН 1089847124212, ИНН 7806383760; далее - ООО "КНК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090; далее - Министерство) от 10.05.2016 N 536-Пн-2016 о назначении административного наказания.
Данным постановлением заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2016 заявленные Обществом требования удовлетворены полностью; оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 решение суда первой инстанции от 22.07.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 22.07.2016 и постановление апелляционного суда от 24.10.2016 и принять по делу новый судебный акт. Министерство считает, что оно не имело правовых оснований, обусловленных требованиями пунктов 12 - 18, 20 и 23 постановления Правительства Республики Карелия от 06.12.2012 N 366-П, для отказа в предоставлении пользователю недр горного отвода. Также податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что на момент вынесения постановления от 10.05.2016 истек срок давности привлечения Общества к административной ответственности.
В отзыве Общество просит оставить кассационную жалобу Министерства без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "КНК" Министерством предоставлена лицензия ПТЗ 80029 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча габбро-норитов на месторождении "Кейносет" для производства щебня, зарегистрированная 04.12.2008 со сроком действия до 31.12.2020. Согласно лицензии Обществу предоставлен участок недр, расположенный в Сортавальском районе Республики Карелия на землях Сортавальского лесхоза, имеющий статус горного отвода.
С учетом Изменений N 1 к "Условиям пользования недрами" лицензии ПТЗ 80029 ТЭ, внесенных приказом Министерства от 27.01.2009 N 13, в подпункте 6.2 пункта 6 Условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии (далее - Условия), определен минимальный согласованный уровень добычи минерального сырья в объеме не менее 120 тыс. м в год, начиная с 2010 года.
С учетом Изменений N 2 в лицензию ПТЗ 80029 ТЭ (приказ Министерства от 13.02.2013 N 218) в подпункте 4.7 пункта 4 Условий определены сроки начала промышленной добычи - февраль 2004 года и выхода на проектную мощность - май 2014 года.
Письмом от 25.08.2015 N 7832 "О возможном досрочном прекращении права пользования недрами" Министерство направило в адрес Общества Уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО "КНК" по лицензии ПТЗ 80029 ТЭ.
Основанием для этого послужило невыполнение Обществом подпункта 4.7 пункта 4 и подпункта 6.2 пункта 6 Условий.
Согласно протоколу заседания комиссии Министерства по вопросам пользования участками недр местного значения, состоявшегося 10.03.2016 при участии представителя Общества Бадаева М.В. (доверенность от 09.03.2016), при рассмотрении вопроса по возможному досрочному прекращению права пользования недрами по лицензии ПТЗ 80029 ТЭ (на право пользования недрами для добычи габбро-норитов на месторождении "Кейносет" для производства щебня, предоставленной ООО "КНК") комиссией установлено, что добыча полезных ископаемых на месторождении "Кейносет" с 2004 по 2012 год не велась; добыча полезных ископаемых на данном месторождении велась в 2013 - 2014 годах; в 2015 году добычи нет. При этом не соблюдается минимальный согласованный уровень добычи (120 тыс. куб. м в год), нарушен срок выхода Общества на проектную мощность - май 2014 года, в связи с чем в адрес Общества направлено уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами; ООО "КНК" о месте и времени заседания комиссии извещено письмом от 16.02.2016 N 1430; на момент рассмотрения вопроса по ООО "КНК" нарушения, указанные в уведомлении, не устранены. Комиссия отметила, что пользователь недр проводит работы, направленные на освоение участка недр, однако своевременно не информирует об этом Министерство.
Заслушав объяснения представителя Общества, комиссия приняла решение о прекращении в отношении ООО "КНК" процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии ПТЗ 80029 ТЭ; документы переданы в отдел государственного экологического надзора для принятия мер административного реагирования (том дела 1, листы 106 - 113).
В отношении Общества 21.04.2016 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Карелия составлен протокол N 536-А-2016 об административном правонарушении (том дела 1, листы 23 - 24), выразившемся в несоблюдении пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) в связи с нарушением подпункта 4.7 пункта 4 и подпункта 6.2 пункта 6 условий пользования недрами месторождения "Кейносет", предусмотренных лицензией ПТЗ 80029 ТЭ.
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела Министертства от 10.05.2016 N 536-Пн-2016 о назначении административного наказания Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ (пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с законностью постановления от 10.05.2016 N 536-Пн-2016, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, признав оспариваемое постановление административного органа незаконным. Суд признал наличие факта нарушения Обществом подпункта 4.7 пункта 4 и подпункта 6.2 пункта 6 условий пользования недрами месторождения "Кейносет", предусмотренных лицензией ПТЗ 80029 ТЭ.
Однако принял во внимание следующие установленные при рассмотрении дела в суде конкретные обстоятельства.
В ходе землеустроительных работ было обнаружено, что участок недр и соответствующий ему земельный участок, ограниченный угловыми точками, внесенными Министерством в горноотводный акт от 22.02.2013 N 2-2013, находился в другом кадастровом квартале, в месте расположения существующего карьера "Ранта-Мяки", что противоречило фактическому местоположению месторождения "Кейносет".
При таких обстоятельствах Общество не могло завершить оформление документов на пользование земельным участком без внесения изменений в горноотводный акт; поскольку несоответствие координат возникло в результате их корректировки Министерством, то Общество обратилось в Министерство для исправления координат и внесения изменений в горноотводный акт; отсутствие горноотводного акта с истинными координатами участка недр и оформленных прав на земельный участок исключало возможность выполнения пунктов 4.7 и 6.2 условий пользования недрами. Непосредственного пользования недрами Общество в исследуемом периоде не осуществляло (работы по добыче в 2015 году не велись).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что заявитель принимал все зависящие от него меры по обеспечению исполнения своих лицензионных обязательств и условий пользования недрами. Кроме того, суд сослался на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, придя к выводу о выявлении административным органом вменяемого Обществу правонарушения ранее 25.08.2015.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и постановлением от 24.10.2016 оставил решение суда от 22.07.2016 без изменения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона N 2395-1, согласно которой лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии);
8) сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
9) условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
При этом в статье 12 Закона N 2395-1 предусмотрено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Статьей 25.1 Закона N 2395-1 предусмотрено, что земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
В силу статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить, в числе прочего, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пунктом 9.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" (далее - Положение N 3314-1) установлено, что владельцы лицензии обладают всеми правами, оговоренными в этой лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий.
Также в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Обществу вменено несоблюдение подпункта 4.7 пункта 4 Условий, устанавливающего сроки начала промышленной добычи (февраль 2004 года) и выхода на проектную мощность (май 2014 года) и подпункта 6.2 пункта 6 Условий, которым согласован минимальный уровень добычи минерального сырья (не менее 120 тыс. м в год).
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и документально подтверждено, что в 2014 году Обществом были запланированы вскрышные работы в объеме 73,5 тыс. м и добыча горной массы в объеме 120 тыс. м
(протокол технического совещания по согласованию плана развития горных работ на 2014 год по месторождению "Кейносет" ООО "КНК" от 24.04.204 N 80.
В соответствии со статистическими Сведениями об извлечении полезных ископаемых при добыче за 2013 год и Сведениями о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2013 год (габбро-норит) добыча горной массы осуществлена Обществом в объеме 31 тыс. м.
Согласно Информации Территориального фонда геологической информации по Северо-Западному федеральному округу, указанной в приложении к отчетному балансу запасов строительных камней на 01.01.2015 года (за 2014 год) по Республике Карелия фактический объем добычи ООО "КНК" горной массы в 2014 году составил 15 тыс. м.
Таким образом, как правильно установили судебные инстанции по материалам дела, Общество не выполнило плановые показатели 2014 года по добыче горной массы, не вышло на проектную мощность в мае 2014 года и не достигло годового минимального согласованного уровня добычи минерального сырья 120 тыс. м, нарушив требования пунктов 4.7 и 6.1 Условий.
Вместе с тем суд первой инстанции последовательно установил следующие имеющие значение для правильного рассмотрения дела фактические обстоятельства.
Как установлено судом, на момент совершения правонарушения имелись условия для возникновения обязанности Общества по отводу земельного участка для использования в целях строительства карьера по добыче и переработке габбро-норитов на щебень на месторождении "Кейносет".
В соответствии с пунктом 4 Положения N 3314-1 земельные участки для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Действовавшими до 01.03.2015 нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ был предусмотрен определенный порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган должен был принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В пункте 8 статьи 31 ЗК РФ было определено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта являлось основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действовало в течение трех лет.
По материалам дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
22.02.2013 Министерство выдало Обществу горноотводный акт N 2-2013 к лицензии на пользование недрами ПТЗ 80029 ТЭ от 04.12.2008, удостоверяющий уточненные границы горного отвода.
24.12.2013 Администрация Сортавальского муниципального района сообщила, что ООО "КНК" обратилось к ней с заявлением об оформлении акта выбора и обследования земельного участка в пределах горного отвода, границы которого удостоверены горноотводным актом N 2-2013.
06.02.2014 ООО "КНК" оформило карьер габбро-норитового камня "Кейносет" как опасный производственный объект (свидетельство о регистрации А19-09673).
07.04.2014 Обществом получен акт выбора и обследования земельного участка для разработки полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения (для размещения карьера и сопутствующих объектов на участке недр "Кейносет") по адресу: Сортавальский муниципальный район, Кааламское сельское поселение, р-н п. Кааламо.
Протоколом технического совещания по согласованию плана развития горных работ на 2014 год от 24.04.2014 N 80 установлено: класс опасности объекта - III, объем добычи горной массы в 2014 году - 120 тыс. м, выполнение условий лицензии на недропользование и соответствие планируемых горных работ проекту. Техническое совещание решило согласовать на 2014 год план развития горных работ ООО "КНК" при условии, в том числе, оформления правоустанавливающих документов на землепользование в установленном порядке.
25.12.2014 Обществу выдано согласование решения о предоставлении земельного участка N 3.2-05/949.
В 2015 году общество с ограниченной ответственностью "Земля Плюс" (далее - ООО "Земля плюс") в рамках договора подряда от 02.03.2015 выполняло кадастровые работы по подготовке схемы расположения земельного участка ООО "КНК" в пределах горного отвода месторождения "Кейносет", ограниченного координатами, указанными в горноотводном акте от 22.02.2013 N 2-2013, и установило, что согласно координатам участок недр и соответствующий ему земельный участок находились в кадастровом квартале N 10:07:0042802 в месте расположения карьера "Ранта-Мяки", что противоречило графическим материалам горного отвода месторождения "Кейносет" и результатам кадастровых работ: фактически участок расположен в кадастровых кварталах N 10:07:0030813 и N 10:07:0042804.
Истинные координаты горного отвода ООО "Земля Плюс" указало в письме от 21.12.2015 N 89 с приложением графического материала.
Аналогичную информацию представил Обществу его поверенный по договору поручения от 10.01.2013 - общество с ограниченной ответственностью "Геомарксервис" (далее - ООО "Геомарксервис") в письме от 25.12.2015.
На момент выдачи горноотводного акта от 22.02.2013 N 2-2013 действовал Порядок предоставления горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Карелия, утвержденный постановлением Правительства Республики Карелия от 06.12.2012 N 366-П, согласно пункту 20 которого документы, представленные для получения горного отвода, должны были соответствовать требованиям законодательства, в том числе в части правильности и обоснованности уточненных границ горного отвода с учетом требований законодательства о недрах, настоящего Порядка, а также других нормативных документов. При этом пунктом 23 предусмотрено, что пользователю недр отказывается в предоставлении горного отвода, если заявление на получение горного отвода подано с нарушением требований, установленных пунктом 20 настоящего Порядка.
Сведения об отказе в предоставлении горного отвода по названному основанию Министерством не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент совершения вышеописанных действий ООО "КНК" принимало все зависящие от него меры по обеспечению исполнения своих лицензионных обязательств, ненадлежащее исполнение которых было обусловлено ошибочными действиями Министерства по внесению в горноотводный акт данных, не проверенных в части правильности и обоснованности уточненных границ горного отвода. При этом суд отклонил довод Министерства о том, что уточненные координаты были правомерно внесены в горноотводный акт исключительно на основе сведений, представленных Обществом, поскольку Министерство как уполномоченный орган несло ответственность за достоверность информации, отраженной в горноотводном акте.
28.01.2016 ООО "КНК" обратилось в Министерство с просьбой о внесении в горноотводный акт истинных координат горного отвода, установленных ООО "Земля Плюс" и ООО "Геомарксервис", в ответ на которую Министерство сообщило, что лицом, уполномоченным на такие действия, является Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Во исполнение указаний Министерства Общество направило в Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору письмо от 15.03.2016 N 31 о внесении в горноотводный акт истинных координат горного отвода.
Суд расценил принятые Обществом меры по оформлению участка недр и соответствующего ему земельного участка как необходимые и своевременные, направленные на выполнение обязанностей владельца лицензии на пользование недрами.
Учитывая, что в силу действующей в настоящее время редакции статьи 25.1 Закона N 2395-1 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр только после оформления горного отвода, а также лицензионное условие, содержащееся в пункте 4.5 Условий пользования недрами, об обязанности ООО "КНК" до начала проведения добычных работ оформить документы на право пользования земельным участком, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель в силу объективных причин не имел возможности выполнить требования подпункта 4.7 пункта 4 и подпункта 6.2 пункта 6 Условий до момента надлежащего оформления горноотводного акта, то есть, его вина в нарушении лицензионных требований отсутствовала, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Из пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что отсутствие состава административного правонарушения являлось обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества вины в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Довод Министерства об отсутствии пропуска срока давности привлечения к административной ответственности рассмотрен судами двух инстанций и правильно отклонен.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня обнаружения правонарушения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
Названное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 26.02.2008 N 9199/07.
Суды установили, что в рассматриваемом случае вмененное заявителю правонарушение было выявлено административным органом до 25.08.2015, то есть, до направления в адрес Общества уведомления от 25.08.2015 N 7832 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО "КНК" по лицензии ПТЗ 80029 ТЭ, поскольку по результатам мониторинга выполнения Обществом лицензионных требований уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении лицом выявлено нарушение лицензионных требований, которые впоследствии были указаны в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении.
Следовательно, на момент вынесения должностным лицом Министерства постановления от 10.05.2016 предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций обоснованно признали в данном случае наличие оснований для отмены оспариваемого постановления.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 по делу N А26-5153/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.