Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2017 г. N Ф07-33/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А26-5153/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Бадаев М.В. по доверенности от 27.05.2016, Романова С.Б. по доверенности от 29.11.2011;
от заинтересованного лица: Петухова А.А. по доверенности от 14.06.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22835/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2016 по делу N А26-5153/2016 (судья Свидская А.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кааламский нерудный комбинат"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кааламский нерудный комбинат" (место нахождения: 195176, г. Санкт-Петербург, пр. Пискаревский, д. 15, лит. А, пом. 3Н, ОГРН 1089847124212, ИНН 7806383760, далее - заявитель, общество, ООО "КНК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090, далее - административный орган, Министерство) от 10.05.2016 N 536-Пн-2016, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением суда от 22.07.2016 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.12.2008 ООО "КНК" является держателем лицензии ПТЗ 80029 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча габбро-норитов на месторождении "Кейносет" для производства щебня. Участок недр расположен в Сортавальском районе Республики Карелия на землях Сортавальского лесхоза и имеет статус горного отвода. Срок окончания действия лицензии - 31 декабря 2020 года. Неотъемлемой составной частью лицензии являются "Условия пользования недрами" (т.1, л.д.34-39, 143). Приказами Министерства от 27.01.2009 N 13 и от 13.02.2013 N 218 в лицензию внесены изменения N 1 и N 2 (т.1, л.д.147 с оборотом, 150-151).
По результатам мониторинга выполнения "Условий пользования недрами" лицензии ПТЗ 80029 ТЭ Министерство установило нарушение обществом подпункта 4.7 пункта 4 и подпункта 6.2 пункта 6 данных условий, в связи с чем направило в адрес Общества уведомление от 25.08.2015 N 7832 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО "КНК" по лицензии ПТЗ 80029 ТЭ (том 2, л.д.1).
10.03.2016 состоялось заседание Комиссии с участием представителя ООО "КНК", по результатам которого оформлен протокол от 10.03.2016.
В протоколе (по вопросу N 13) отражено, что добыча полезных ископаемых в месторождении "Кейносет" велась ООО "КНК" в 2013-2014 г.г., в 2015 году добыча не велась, не соблюдался минимальный согласованный уровень добычи (120 тыс. куб. м в год), нарушен срок выхода на проектную мощность (май 2014 года), в связи с чем в адрес общества направлялось уведомление от 25.08.2015 N 7832 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами; нарушения, указанные в уведомлении, не устранены.
С учетом объяснений представителя общества о несоответствиях по координатам, выявленных при подготовке акта выбора земельного участка, Комиссией принято решение о прекращении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии ПТЗ 80029 ТЭ. Документы переданы в отдел государственного экологического надзора для принятия мер административного реагирования (том 1, л.д.106-113).
21.04.2016 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Карелия в отношении ООО "КНК" составлен протокол N 536-А-2016 об административном правонарушении, установленном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Постановлением от 10.05.2016 N 536-Пн-2016 о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 300 000 рублей (том 1, л.д.12-20, 95-99).
Оспариваемым постановлением Обществу вменено нарушение пункта 10 части второй статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", выразившееся в пользования недрами месторождения "Кейносет" с нарушением подпункта 4.7 пункта 4 и подпункта 6.2 пункта 6 условий, предусмотренных лицензией ПТЗ 80029 ТЭ.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции установил событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, вместе с тем, пришел к выводу об отсутствии вины Общества во вмененном правонарушении, а также об истечении срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере недропользования. Объективная сторона правонарушения состоит в пользовании недрами с нарушением лицензионных условий либо требований утвержденного технического проекта. Субъектом правонарушения являются лица, использующие недра с нарушением лицензионных условий. Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
Частью 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 9.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, владельцы лицензии несут ответственность за соблюдение ее условий.
Пунктом 10 части второй статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение лицензионных условий. Частью третьей статьи 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ. Таким образом, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Оспариваемым постановлением Обществу вменяется несоблюдение подпункта 4.7 пункта 4 и подпункта 6.2 пункта 6 "Условий пользования недрами", являвшихся неотъемлемой частью выданной обществу лицензии ПТЗ 80029 ТЭ (далее - Условия пользования недрами).
Подпунктом 4.7 пункта 4 Условий пользования недрами (в редакции Изменений N 2 от 13.02.2013) ООО "КНК" установлены сроки начала промышленной добычи - февраль 2004 года и выхода на проектную мощность - май 2014 года. Подпунктом 6.1 пункта 6 Условий пользования недрами (в редакции Изменений N 2 от 13.02.2013) установлено, что минимальный согласованный уровень добычи минерального сырья составляет не менее 120 тыс. куб. м в год.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в 2014 году Обществом были запланированы вскрышные работы в объеме 73,5 тыс. куб. м и добыча горной массы - 120 тыс. куб. м (т.1, л.д.50). Однако фактически в 2014 году добыча горной массы осуществлена в меньших объемах: 31 тыс. куб. м в 2013 году (т.2, л.д.8) и 15 тыс. куб. м в 2014. Эти объемы отражены Обществом в отчетности "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче за 2013 год" (т.2, л.д.8) и форме статистического наблюдения N 5-гр за 2013 год (т.2, л.д.7), а также в информации Территориального фонда геологической информации по Северо-Западному федеральному округу, указанной в приложении к отчетному балансу запасов строительных камней на 01 января 2015 года (за 2014 год) по Республике Карелия (т.2, л.д.10-13). Следовательно, Общество не выполнило плановые показатели 2014 года по добыче горной массы, а именно, не вышло на проектную мощность в мае 2014 года и не достигло годового минимального согласованного уровня добычи минерального сырья - 120 тыс. куб. м., чем нарушило требования пунктов 4.7 и 6.1 Условий пользования недрами.
Указанные действия заявителя образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции объективно и последовательно установил, что Общество приняло все зависящие от него меры, направленные на освоение месторождения полезных ископаемых и соблюдения условий лицензии, ненадлежащее исполнение которых было обусловлено ошибочными действиями Министерства по внесению в горноотводный акт данных, не проверенных в части правильности и обоснованности уточненных границ горного отвода.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод представителя Министерства о том, что уточненные координаты были правомерно внесены в горноотводный акт исключительно на основе сведений, представленных Обществом, поскольку Министерство как уполномоченный орган несло ответственность за достоверность информации, отраженной в горноотводном акте.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества вины в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса).
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
Названное, соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 26.02.2008 N 9199/07.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В рассматриваемом случае вмененное заявителю правонарушение было выявлено административным органом до 25.08.2015, то есть до направления в адрес Общества подписанного Министром уведомления от 25.08.2015 N 7832 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО "КНК" по лицензии ПТЗ 80029 ТЭ (т.2, л.д.1), поскольку по результатам мониторинга выполнения ООО "КНК" лицензионных требований уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении лицом выявлено нарушение лицензионных требований, которые впоследствии были указаны в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент вынесения постановления от 0.05.2016 предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные вводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2016 по делу N А26-5153/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5153/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2017 г. N Ф07-33/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Кааламский нерудный комбинат"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия