Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
20 февраля 2017 г. |
Дело N А21-6001/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев 15.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.05.2016 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2016 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А21-6001/2015,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236016, Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 24.06.2015 N И-КМИ-07/16335 (входящий номер 4445 от 06.07.2015) отказа администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининградская обл., Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790 (далее - Администрация), об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории в отношении земельного участка по адресу: Калининград, Мукомольная ул., д. 14, и об обязании Администрации в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о согласовании схемы расположения данного земельного участка под защитное сооружение гражданской обороны.
Применительно к правилам статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено являющееся арендатором смежного земельного участка общество с ограниченной ответственностью "Кром Плюс", место нахождения: 236004, Калининград, Дюнная ул., д. 18, лит. П 4, этаж 1, ОГРН 1023901647065, ИНН 3907023622 (далее - Общество).
Решением от 25.05.2016 заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2016 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что Управление Росимущества как правообладатель защитного сооружения может реализовать право на использование земельного участка под таким сооружением путем установления сервитута, а не посредством формирования самостоятельного участка; предоставленная Управлением Росимущества схема расположения земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку границы образуемого участка пересекают границы уже существующего участка с кадастровым номером 39:15:140804:37, переданного в аренду Обществу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, к собственности Российской Федерации относится объект недвижимости - защитное сооружение гражданской обороны убежище N 46-Кл/у-40 площадью 257,6 кв.м, расположенное по адресу: Калининград, Мукомольная ул., д. 14, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 13.05.2015 N 314/2.
Право федеральной собственности на данное убежище возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В целях формирования земельного участка под объектом федеральной собственности Управление Росимущества, ссылаясь на положения статей 11.10, 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обратилось в Администрацию с заявлением от 14.05.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 956 кв.м на кадастровом плане территории по адресу: Калининград, Мукомольная ул., д. 14.
В письме от 24.06.2015 N И-КМИ-07/16335 Администрация сообщила заявителю об отказе в утверждении указанной схемы, ссылаясь на статью 39.20 ЗК РФ и на то, что на поверхности испрашиваемого земельного участка расположены лишь вход и запасной вход в бомбоубежище и что действующее законодательство не предусматривает возможность образования земельного участка под объектами, расположенными под поверхностью земли.
Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что такой отказ Администрации является незаконным и препятствует в формировании земельного участка под объектом федеральной собственности.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и руководствуясь статьями 11.2, 11.3, 11.10, 39.23 ЗК РФ, признали отказ Администрации незаконным и удовлетворили заявленные требования. При этом суды исходили из того, что Администрация не указала как конкретные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, так и правовое обоснование невозможности образования земельного участка для использования защитного сооружения.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В силу положений статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты государственных органов и органов местного самоуправления являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка дан в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Как правильно установили суды, в оспариваемом отказе Администрация не указала ни одного конкретного основания, перечисленного в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Исходя из определенного статьями 198-200 АПК РФ распределения бремени доказывания Администрации следовало доказать соответствие оспариваемого отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории закону или иному нормативному правовому акту.
Однако ни в отзыве, ни в судебном заседании представитель Администрации не указал конкретные нормы права, которые предусматривают возможность отказа и которые послужили основанием для отказа в утверждении предложенной Управлением Росимущества схемы границ земельного участка, а также не представил правовое обоснование возможности образования земельных участков только под части убежища, расположенные на поверхности испрашиваемой территории (вход и запасной вход).
Судами установлено, что ООО "Кадастровый инженер" по государственному контракту от 01.12.2014, заключенному с Управлением Росимущества на проведение в 2014 году на территории Калининградской области кадастровых работ по образованию земельных участков, подготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории на образуемый земельный участок по адресу: Калининградская обл., г. Калининград, ул. Мукомольная, а также заключение с обоснованием площади земельного участка.
Согласно указанному заключению ООО "Кадастровый инженер", площадь образуемого земельного участка условный кадастровый номер: ЗУ1, разрешенное использование - обеспечение внутреннего правопорядка (под размещение объекта гражданской обороны) составляет 956 кв. м; границы образуемого участка с северной и восточной стороны сформированы с учетом границ смежного геодезического земельного участка с кадастровым номером 39:15:140804:60, с южной и западной стороны - по контуру наземной части самого сооружения с отступом в 1 метр для обслуживания сооружения.
Суды признали данное заключение достаточным доказательством отсутствия как наложения границ образуемого земельного участка на границы смежных участков, так и прав и интересов Общества, использующего земельный участок с кадастровым номером 39:15:140804:37, границы которого на местности не устанавливались.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Администрация не представила объективные и достоверные доказательства того, что границы образуемого земельного участка налагаются полностью или в части на иные сформированные участки, местоположение границ которых в свою очередь фактически было вынесено на местность.
В ходе рассмотрения дела было проведено обследование спорного земельного участка и расположенного на нем убежища, по итогам которого был составлен акт от 09.03.2016; их данного акта следует, что защитное сооружение по периметру выделяется бетонными стенами с частичной кирпичной кладкой высотой приблизительно 2,5 метра; на поверхности обследуемого сооружения имеются железобетонные кольца; предполагаемый к формированию земельный участок представляет собой земляной холм возвышенностью приблизительно 4,5 метра; на территории участка отсутствуют объекты третьих лиц.
При таком положении и с учетом всех приведенных выше обстоятельств в их совокупности суды обоснованно признали отказ Администрации в формировании земельного участка под существующим объектом недвижимости и в утверждении схемы его расположения не соответствующим положениям статей 1, 11.10 ЗК РФ и создающим препятствия в использовании объекта недвижимости, находящегося в федеральной собственности.
Необоснованный отказ в формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации находящегося на него объекта недвижимости, нарушает один из принципов земельного законодательства - единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Доводы Администрации о необходимости применения положений статьи 39.23 ЗК РФ, регулирующей порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат отклонению, поскольку в данном случае действия Управления Росимущества направлены на формирование земельного участка под существующим объектом недвижимости - защитного сооружения, а не установление ограничения в виде сервитута на сформированном участке.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, исследованным в полном объеме судами первой и апелляционной инстанций, и фактически являются выражением несогласия с установленными судами обстоятельствами, сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судебных инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2016 по делу N А21-6001/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.