08 августа 2018 г. |
Дело N А21-10232/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троховой М.В., судей Боровой А.А., Яковца А.В.,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Калининградской области Дерюгова С.А. (доверенность от 18.12.2017),
рассмотрев 01.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансБалтСервис" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 по делу N А21-10232/2017 (судьи Слоневская А.Ю., Копылова Л.С., Медведева И.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трансбалтсервис", место нахождения: 236038, Калининградской области, Калининград, улица Ю.Гагарина, дом 58, ОГРН 1033902811887, ИНН 390601001 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Калининградской области, место нахождение: 236022, Калининградская область, Калининград, улица Мусоргского, дом 10А, ОГРН 1103925777779, ИНН 3904999991 (далее - Инспекция), об отказе Обществу в государственной регистрации от 12.07.2017 N 13251А и обязании Инспекции осуществить государственную регистрацию ликвидации Общества на основании представленных 02.06.2017 вх. N 13251А документов.
Решением от 06.02.2018 (судья Иванов С.А.) заявление Общества удовлетворено. Решение Инспекции от 12.07.2017 N 13251А признано недействительным. На Инспекцию возложена обязанность осуществить государственную регистрацию ликвидации Общества.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 указанное решение отменено. Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит постановление от 26.04.2018 отменить и оставить в силе решение от 06.02.2018.
Податель жалобы ссылается на принятие апелляционным судом дополнительных доказательств, не предоставлявшихся Инспекцией в суд первой инстанции.
Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о том, что ликвидационный баланс Общества является недостоверным.
В судебном заседании представитель Инспекции просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте заседания кассационной инстанции, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела в журнале "Вестник государственной регистрации" от 25.01.2017/710 часть 1 N 3 (617) опубликовано сообщение о ликвидации Общества на основании решения его единственного участника.
В Единый государственный реестр юридических лиц 29.12.2016 внесена запись о принятии решения о ликвидации Общества, назначении ликвидатора.
В этот же реестр 19.04.2017 внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества.
Общество 02.06.2017 представило в Инспекцию заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, документ об оплате государственной пошлины и ликвидационный баланс.
Инспекция на основании решения от 09.06.2017 приостанавливала государственную регистрацию ликвидации Общества.
По результатам рассмотрения представленных Обществом документов Инспекция приняла решение от 12.07.2017 N 13251А об отказе в государственной регистрации. В обоснование принятого решения Инспекция сослалась на то, что представленный Обществом ликвидационный баланс не отражает действительного финансово-хозяйственного положения ликвидируемого юридического лица, что влечет включение в Единый государственный реестр юридических лиц недостоверные сведения о ликвидации юридического лица. Инспекция указала на то, что анализ выписки банка по операциям на счетах Общества свидетельствует о получении им в 2017 году заемных средств от общества с ограниченной ответственности "Альмак-КМП-1" (ИНН 3906314570) в размере 2 565 000 руб. по договору займа от 23.03.2017 и от общества с ограниченной ответственности "Альмак-Мясопродукты" (ИНН 3906091309) в сумме 3 030 000 руб. по договору займа от 03.03.2017. Обществом 12.04.2017 представлен промежуточный ликвидационный баланс с "нулевыми" показателями. Инспекция также обратила внимание на то, что сумма кредиторской задолженности подлежит включению в состав внереализационных доходов, однако Обществом представлена 21.04.2017 "нулевая" налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2017 год.
Жалоба Общества на решение Инспекции от 12.07.2017 N 13251А оставлена Управлением Федеральной налоговой службы по Калининградской области без удовлетворения.
Общество не согласилось с решением Инспекции от 12.07.2017 N 13251А и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции исходил из того, что мероприятия в соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выполнены, а необходимые документы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) представлены.
Отменяя решение от 06.02.2018, апелляционный суд пришел к выводу о том, что у Инспекции имелись основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. При этом суд исходил из того, что представленный Обществом ликвидационный баланс не отражает действительного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами ввиду необходимости отражения в нем заемных обязательств и кредиторской задолженности, а также указания в балансе сведений об уплате платежей, начисленных по результатам камеральной налоговой проверки.
Оснований не согласиться с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно пунктам 4.2 - 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Для целей проверки достоверности представленного Обществом ликвидационного баланса с учетом возражений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду относительно государственной регистрации ликвидации до окончания камеральной проверки декларации Общества по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) за 2017 Инспекция приостановила государственную регистрацию Общества.
Требование Инспекции о предоставлении в срок до 23.06.2017 перечня кредиторов с указанием сроков и источников погашения задолженности ликвидатором Общества не выполнено.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, Общество, как налогоплательщик, знало о том, что налоговым органом также истребованы дополнительные документы в рамках проведения камеральной проверки декларации по УСН за 2017 год. Законный срок проверки на дату составления ликвидационного баланса не истек.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что действуя разумно и осмотрительно в данном случае, Общество не должно было не утверждать ликвидационный баланс до получения результатов указанной проверки и обращаться с заявлением о государственной регистрации ликвидации.
С учетом установленных по делу обстоятельств апелляционный суд пришел к правильному выводу об обоснованности решения об отказе в государственной регистрации и правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы подателя жалобы не свидетельствуют о том, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального или процессуального права; направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 по делу N А21-10232/2017 оставить без изменения, а кассационную общества с ограниченной ответственностью "ТрансБалтСервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Трохова |
Судьи |
М.В. Трохова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 4.2 - 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
...
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2018 г. N Ф07-9033/18 по делу N А21-10232/2017