Требование: о признании недействительным договора, о применении последствий недействительности договора аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
22 февраля 2017 г. |
Дело N А26-1273/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации Кудринского Е.Н. (доверенность от 11.01.2017),
рассмотрев 15.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2016 (судья Дружинина С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Желтянников В.И.) по делу N А26-1273/2016,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119435, Москва, Б. Пироговская ул., д. 21, стр. 1, ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 8, ОГРН 1041000031930, ИНН 1001048092 (далее - Министерство), и обществу с ограниченной ответственностью "Спортивный охотничий клуб", место нахождения: 186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. Свирских Дивизий, д. 5, ОГРН 1021001026034, ИНН 1014005530 (далее - Общество), о признании недействительным заключенного между Министерством и Обществом охотхозяйственного соглашения от 28.12.2012 N 034, о применении последствий недействительности ничтожной сделки и об обязании Министерства согласовать с Министерством обороны Российской Федерации передачу в аренду земельных и лесных участков в целях добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Решением от 22.06.2016 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что оспариваемое соглашение противоречит нормам действующего законодательства и является недействительным, поскольку при его заключении Министерство и Общество не согласовали с Министерством обороны Российской Федерации осуществление охотхозяйственной деятельности на землях обороны.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 18.12.2002 N 312р-П "О заключении договоров на предоставление территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира" (далее - Распоряжение N 312р-П) Обществу выдана долгосрочная лицензия от 26.12.2002 N 5787 на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Олонецкого района Республики Карелия.
Между Министерством и Обществом (охотпользователем) заключен договор от 28.01.2005 N 44, по условиям которого Обществу предоставлено право на пользование объектами животного мира на территории площадью 175,5 тыс. га в границах, указанных в приложении к Распоряжению N 312р-П; срок действия договора установлен до 18.12.2012 (в редакции дополнительного соглашения от 12.10.2011 N 44/2).
Впоследствии Министерство и Общество в порядке переоформления права пользования данной территорией заключили охотхозяйственное соглашение от 28.12.2012 N 034 (далее - Соглашение), по условиям которого Обществу предоставлено право на использование охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья, указанных в пункте 2.2 Соглашения; срок действия данного Соглашения установлен с 19.12.2012 по 18.12.2061 (пункт 7 Соглашения).
В соответствии с пунктом 2.4 Соглашения площадь названного охотничьего угодья составляет 180 988,6 га.
Согласно картам охотничьих угодий, размещенным на официальном сайте субъекта Российской Федерации, а также картографическим схемам Учреждения, земельный участок с лесным массивом и охотничьими угодьями, предоставленный Обществу, расположен в кварталах с 286 по 306 Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
Правообладателем земельного участка, в границах которого расположены переданные Обществу охотничьи угодья, является Коверское сельское поселение. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 15.12.2000 с присвоением ему кадастрового номера 10:14:0000000:24, в отношении него установлена категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", что подтверждается представленной в материалы дела кадастровой выпиской от 02.07.2014 N 1000/240/14-62216.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что оно обладает правом управления и контроля над использованием лесов и природных ресурсов на территории земель обороны и что осуществление охотхозяйственной деятельности на землях обороны без согласования с Министерством обороны Российской Федерации противоречит пункту 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела и руководствуясь пунктом 5.1 статьи 93 ЗК РФ, статьями 25, 26, 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), статьей 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ), подпунктом 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2014 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", пришли к выводу, что Соглашение не противоречит действующему законодательству, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого договора; далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в названном Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом (пункт 2 статьи 166 ГК РФ).
Согласно статье 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого договора) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Статья 27 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона на срок от двадцати до сорока девяти лет.
До вступления в силу Закона N 209-ФЗ (до 01.04.2010) правовой режим пользования охотничьими ресурсами предусматривался Законом N 52-ФЗ. В соответствии со статьями 37 и 38 Закона N 52-ФЗ пользование объектами животного мира должно осуществляться на основании выданной лицензии и заключенного в соответствии с ней договора на пользование.
Согласно статье 71 Закона N 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Продлению эти долгосрочные лицензии не подлежат.
Упомянутые лица вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с такими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения.
Границы территории, предоставленной Обществу для целей пользования животным миром, были установлены в договоре о предоставлении территории от 28.01.2005 N 44, а также указаны в Распоряжении N 312р-П и в долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира с указанием площади территории.
Выдача пользователю долгосрочной лицензии, равно как и указанные выше договор от 28.01.2005 N 44 и Распоряжение N 312р-П не были оспорены в установленном законом порядке.
Оспариваемое Соглашение было заключено на основании обращения Общества, воспользовавшегося своим правом в период действия долгосрочной лицензии, и в связи с наличием у него в силу перечисленных выше документов права долгосрочного пользования животным миром, возникшим до введения в действие Закона N 209-ФЗ.
С учетом указанных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что в данном случае в соответствии со статьей 71 Закона N 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить с заявителем охотхозяйственное соглашение на предоставление охотничьих угодий в течение трех месяцев с даты обращения и что оспариваемое соглашение было заключено между ответчиками в порядке, предусмотренным названной статьей Закона N 209-ФЗ на основании соответствующего заявления Общества, в связи с чем у ответчиков отсутствовало обязательство по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации включения в границы спорного охотничьего угодья земельных участков, предоставленных для нужд обороны. При таком положении являются правомерными выводы судов об отсутствии оснований для признания оспариваемого соглашения недействительным.
Ссылки истца на пункт 5.1 статьи 93 ЗК РФ подлежат отклонению, поскольку согласно Закону N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.04.2010) юридические лица могли получить право пользования животным миром, включая такой вид пользования, как охота, на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; неотъемлемым элементом выдачи долгосрочной лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
После вступления в силу Закона N 209-ФЗ подлежит применению статья 71 данного Закона, которая установила сохранение за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом.
Указанные нормативные положения предусматривали особенности правового регулирования в сфере охотничьего хозяйства в переходный период, в течение которого, - начиная с момента вступления Закона N 209-ФЗ в силу (то есть с 01.04.2010) - пользователям животным миром в целях охоты была предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. При этом возможность реализации сторонами права на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении пользования охотничьими ресурсами, предоставленными Обществу на основании долгосрочной лицензии, полученной до 01.04.2010, не ставится в зависимость от выполнения сторонами новых требований законодательства, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 93 ЗК РФ, введенного в действие с 01.04.2010.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, исследованным в полном объеме судами первой и апелляционной инстанций, и фактически являются выражением несогласия с установленными судами обстоятельствами, сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судебных инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016 по делу N А26-1273/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.