Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
27 февраля 2017 г. |
Дело N А56-91207/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С.,
при участии от Администрации Кировского района Санкт-Петербурга Штемпелевой М.М. (доверенность от 27.12.2016 N 01-25-5215/16-0-0), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 10.01.2017),
рассмотрев 16.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кировский РЭС ТСВ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2016 (судья Константинова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 (судьи Лопато И.Б., Дмитриева И.А., Семенова А.Б.) по делу N А56-91207/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кировский РЭС ТСВ", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Радищева, д. 33, лит. А, пом. 7-Н, ОГРН 1107847282905, ИНН 7842436760 (далее - ООО "Кировский РЭС ТСВ", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, корп. А; далее - заинтересованное лицо, ГЖИ, Инспекция) о признании незаконным решения от 24.09.2015 N 01-9834/15-0-2, признании незаконными действий ГЖИ по невнесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург в связи с заключением лицензиатом ООО "Кировский РЭС ТСВ" договора от 25.08.2015 N С-164 управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 164, лит. А.
К участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Кировского района" (далее - ООО "ЖКС") и Администрация Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Решением от 18.05.2016 суд производство по делу в части признания незаконным решения от 24.09.2015 N 01-9834/5-0-2 прекратил, в остальной части отказал в удовлетворении требований.
Постановлением от 11.10.2016 апелляционный суд оставил решение от 18.05.2016 без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Кировский РЭС ТСВ", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В судебном заседании представитель Администрация и ГЖИ возражали против ее удовлетворения.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, Обществу выдана лицензия от 08.05.215 N 78-000275 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД).
В соответствии с протоколом внеочередного собрания собственников помещений от 17.08.2015 N 1 Общество выбрано в качестве управляющей организации МКД по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 164, лит. А. Между Обществом и собственниками квартир указанного МКД заключены договоры управления.
Письмом от 25.08.2016 исх. N 296 (зарегистрировано в Инспекции 26.08.2015 вх. N 01-9834/15-0-0) заявитель направил в Инспекцию сведения о выборе Общества собственниками МКД в качестве управляющей организации и на основании данных сведений просил внести изменения в реестр лицензий.
Письмом от 24.09.2016 N 01-9864/15-0-2 Инспекция сообщила Обществу о том, что в реестр лицензий субъекта Российской Федерации 03.04.2015 включены сведения о том, что деятельность по управлению указанным МКД осуществляет ООО "ЖКС", при этом сведения о расторжении собственниками помещений договора управления МКД с ООО "ЖКС" отсутствуют. Также в письме Инспекция указала, что внесение изменений в реестр лицензий по сведениям, представленным Обществом, приостановлено до окончания судебного процесса в арбитражном суде по иску Общества о внесении сведений в реестр лицензий.
Не согласившись с указанным письмом ГЖИ, а также действиями ГЖИ по невнесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург, ООО "Кировский РЭС ТСВ" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, придя к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как установлено частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу названной статьи, к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (статья 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
На основании части 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Законом N 99-ФЗ, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является: установление в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых документах несоответствие соискателя лицензионным требованиям; наличие в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации (пункты 1 и 2 части 2 статьи 194 ЖК РФ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в оспариваемый период) сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Лицензионным требованием, которым должен соответствовать соискатель лицензии, в частности, является соблюдение им требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 данного Кодекса (пункт 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ).
Как установлено частью 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия определены в Стандарте.
Согласно пункту 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
- перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества (подпункт "б");
- информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 6 Стандарта, информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети "Интернет", выбранном управляющей организацией из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Публикация заявителем актуальной информации о МКД, находящихся в его управлении на сайте https://www.reformagkh.ru является необходимым условием для внесения Инспекцией изменений в соответствующий реестр лицензий.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что на момент подачи заявления Обществом не была выполнена обязанность по раскрытию информации на сайте в соответствии с требованиями Стандарта, что влечет невозможность внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что Инспекцией обоснованно приостановлено внесение изменений в реестр лицензий.
Общество ссылается в жалобе на то, что у лицензиата (ООО "ЖКС"), с которым договор управления прекращен или расторгнут также существует обязанность предоставить сведения об этом в Инспекцию.
Между тем данное обстоятельство не отменяет обязанности, возложенной на Общество, по раскрытию информации в соответствии с требованиями Стандарта.
В связи с этим суды правомерно отказали Обществу в признании незаконными действий ГЖИ по невнесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург в связи с заключением лицензиатом ООО "Кировский РЭС ТСВ" договора от 25.08.2015 N С-164 управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 164, лит. А.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 по делу N А56-91207/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кировский РЭС ТСВ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.