Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда апелляционной истанции изменено, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
16 февраля 2017 г. |
Дело N А05-3539/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 09.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А05-3539/2016 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Марс", место нахождения: 164170, Архангельская обл., г. Мирный, ул. Дзержинского, д 1а, пом. 1-Н, ОГРН 1102920000061, ИНН 2920013413 (далее - ООО "Марс", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в потребителей и благополучия человека по Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24, ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673 (далее - Управление), от 17.03.2016 N 29 о назначении Обществу административного наказания по статье 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле привлечены Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, место нахождения: 163061, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, оф. 302, ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367 (далее - Министерство), прокуратура Плесецкого района Архангельской области, место нахождения: 164262, Архангельская обл., Плесецкий р-н, п. Плесецк, ул. Ленина, д. 22 (далее - Прокуратура), администрация муниципального образования "Плесецкий муниципальный район", место нахождения: 164262, Архангельская обл., Плесецкий р-н, п. Плесецк, ул. Ленина, д. 33 (далее - Администрация).
Решением от 27.06.2016 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 18.10.2016 апелляционный суд оставил решение от 27.06.2016 без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит изменить постановление апелляционного суда в части вывода о выдаче им лицензии Обществу с нарушением требований действующего законодательства, принять по делу новое решение, которым признать действия Министерства по выдаче ООО "Марс" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции 29 МЕ 004924, регистрационный N 29РПА 0001113 от 12.11.2014 правомерными.
В возражениях на кассационную жалобу Прокуратура просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба с учетом ходатайства Министерства рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой в период с 25.01.2016 по 01.02.2016 проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних при осуществлении розничной реализации алкогольной продукции в закусочной, находящейся в здании магазина "Гурман", деятельность в которой осуществляет ООО "Марс", по адресу: Архангельская обл., Плесецкий р-н, п. Плесецк, ул. Ленина, д. 76 "б". Решение о проведении проверки получено 27.01.2015 генеральным директором Общества Беляевым В.В.
В ходе проверки обнаружено, что расстояние от входа закусочной, расположенной по указанному выше адресу, до ближайших границ (забора) МБДОУ "Детский сад "Золотой петушок", расположенного по адресу: Архангельская обл., Плесецкий р-н, п. Плесецк, ул. Ленина, д. 72 "б", составляет 10 м 70 см; расстояние от входа в закусочную до входа на территорию дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Золотой петушок" составляет 35 м 1 см. В ходе проверки составлен протокол осмотра от 25.01.2015.
По данному факту 01.02.2016 прокурором Плесецкого района Архангельской области в присутствии генерального директора Общества Беляева В.В. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ООО "Марс" в связи с нарушением требований законодательства об охране здоровья несовершеннолетних при осуществлении розничной реализации алкогольной продукции. Копия постановления вручена Беляеву В.В. Материалы об административном правонарушении в отношении ООО "Марс" 01.02.2016 переданы на рассмотрение в Плесецкий территориальный отдел Управления. Определением от 08.02.2016 N 168 дело назначено к рассмотрению на 19.02.2016 в 14 час. 30 мин. Определением от 19.02.2016 административный орган отложил рассмотрение дела на 17.03.2016 в 10 час 30 мин. Копия определения получена Обществом 03.03.2016.
Управление вынесло в отношении ООО "Марс" постановление от 17.03.2016 N 29 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.2 КоАП РФ в виде взыскания 32 000 руб. штрафа. Управление указало, что в действиях Общества выявлены нарушения пункта 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), подпункта "а" пункта 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 (далее - Правила N 1425), пунктов 1 - 2 постановления администрации муниципального образования "Плесецкий район" от 24.06.2013 N 929-па "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям (учреждениям) и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в муниципальном образовании "Плесецкий район" (далее - Постановление N 929-па). Наказание назначено с учетом отягчающего обстоятельства - ранее Общество привлекалось к административной ответственности по однородному правонарушению (постановление от 18.06.2015 по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ).
ООО "Марс" оспорило данное постановление в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что в действиях Общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Согласно пункту 4 данной статьи к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 (далее - Правила N 1425), предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1425 территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория).
Подпунктом "б" пункта 3 Правил N 1425 установлено, что "обособленная территория" - территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
Пунктом 5 Правил N 1425 предусмотрено, что дополнительная территория определяется:
а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;
б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
В силу пункта 6 Правил N 1425 максимальное значение расстояния от медицинских организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.
Согласно пункту 7 Правил N 1425 способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Пунктом 1 постановления администрации муниципального образования "Плесецкий район" от 24.06.2013 N 929-па "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям (учреждениям) и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в муниципальном образовании "Плесецкий район" (далее - Постановление N 929-па) предусмотрено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территориях, прилегающих в том числе к детским, образовательным, медицинским организациям (учреждениям) и объектам спорта. В соответствии с пунктом 2 постановления 929-па при определении границ территорий, прилегающих к организациям и объектам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, минимальное расстояние от детских, образовательных учреждений, медицинских учреждений и объектов спорта до предприятий розничной торговли и общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, должно составлять 50 метров.
Согласно пункту 4 постановления N 929-па способ расчета расстояний, том числе от детских организаций до границ прилегающих территорий, определяется по кратчайшему расстоянию по тротуарам и пешеходным дорожкам (при их отсутствии - по обочинам и краям проезжей части).
На основании материалов дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что МБДОУ "Золотой петушок" является образовательным учреждением, что подтверждается его уставом (пункты 1.1, 2.3 устава), территория МБДОУ "Золотой петушок" является обособленной, ограждена металлическим забором, что, в свою очередь, определяет его границы, что также подтверждается межевым планом от 14.03.2012, техническим паспортом на здание детского сада "Золотой петушок", кадастровой выпиской, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 01.02.2016.
Суды также указали, что стационарный торговый объект - помещение закусочной, деятельность в которой осуществляет ООО "Марс", расположено в здании магазина "Гурман". В закусочной осуществляется круглосуточно розничная продажа алкогольной продукции.
Как отметили суды, факт незаконной продажи товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, подтверждается постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 01.02.2016, протоколом осмотра от 25.01.2016, согласно которым расстояние от входа закусочной до ближайших границ детского сада составляет 10 м 70 см; расстояние от входа в закусочную до входа на обособленную территорию детского сада по кратчайшему расстоянию - по обочине вдоль ограждения составляет 35 м 1 см. Протоколом осмотра от 25.01.2016 подтверждается, что место осуществления лицензионной деятельности Общества, указанное в лицензии, находится ближе 50 метров до территории детского учреждения, что нарушает требования пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ о недопущении розничной продажи алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ.
Полагая, что доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, суды двух инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.2 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции, исследуя протокол осмотра от 25.01.2016, согласно которому место осуществления лицензионной деятельности Общества, указанное в лицензии, находится ближе 50 метров до территории детского учреждения, посчитал, что лицензия выдана Обществу Министерством с нарушением требований действующего законодательства.
Между тем суд кассационной инстанции считает данный вывод апелляционного суда в этом случае необоснованным, поскольку в рамках данного дела вопрос о правомерности выдачи Обществу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не рассматривался.
Необходимо отметить, что Общество в любом случае вне зависимости от наличия или отсутствия лицензии обязано соблюдать требования законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Не подлежат удовлетворению требования Министерства о признании его действий по выдаче ООО "Марс" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции 29 МЕ 004924, регистрационный N 29РПА 0001113 от 12.11.2014 правомерными, поскольку они не являлись предметом рассмотрения в рамках данного дела.
С учетом полномочий, указанных в статье 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции считает необходимым изменить постановление апелляционного суда, исключив из мотивировочной части постановления вывод о том, что лицензия выдана обществу с нарушением требований действующего законодательства. В остальной части постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А05-3539/2016 изменить, исключив из мотивировочной части постановления вывод о том, что "лицензия выдана обществу с нарушением требований действующего законодательства".
В остальной части постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А05-3539/2016 оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.