Требование: о взыскании долга по страховым взносам
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
16 февраля 2017 г. |
Дело N А56-55461/2011 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от Министерства спорта Российской Федерации Вервицкого П.М. (доверенность от 20.10.2016 N 15),
рассмотрев 15.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2016 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 (судьи Згурская М.Л., Будылева М.В., Третьякова Н.О.) по делу N А56-55461/2011,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 37, лит. Б, ОГРН 1027806883202, ИНН 7813171527 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Национальный Институт Здоровья", место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 10, ОГРН 1037828022616, ИНН 7813110806 (далее - Институт), 130 734 руб. 86 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 197136, Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 11/64, ОГРН 1047822999872, ИНН 7813085660 (далее - Инспекция).
Решением суда первой инстанции от 29.11.2011 заявленные Фондом требования удовлетворены.
Фонд обратился в суд первой инстанции с заявлением о замене ответчика его процессуальным правопреемником - Министерством спорта Российской Федерации (далее - Министерство) и восстановлении срока для предъявления исполнительного листа АС N 002803011 к исполнению.
Определением суда первой инстанции от 01.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.11.2016, в удовлетворении заявления Фонда отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые определение и постановление и принять новый судебный акт.
Как указывает податель жалобы, Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, должно отвечать по обязательствам подконтрольного ему бюджетного учреждения, а срок предъявления исполнительного листа к исполнению пропущен Фондом по уважительной причине.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Фонда - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Фонд, Институт и Инспекция надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (предшественником Министерства) от 13.12.2011 N 1569 принято решение о ликвидации Института, о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о начале данной процедуры.
Как указывает Фонд, ему стало известно о ликвидации Института из уведомления Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу от 31.01.2013 N 7200-31-08/130 о невозможности исполнения судебного акта в связи с реорганизацией (ликвидацией) Института и закрытием его лицевого счета.
В этой связи, Фонд, ссылаясь на невозможность исполнения ранее предъявленного к исполнению исполнительного листа, выданного на основании вступившего в законную силу решения суда, затягивание Министерством процедуры ликвидации Института, а также на статус Министерства как главного распорядителя бюджетных средств, который должен отвечать по обязательствам подконтрольных бюджетных учреждений, обратился в арбитражный суд с заявлением о проведении процессуальной замены должника на Министерство и восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав доводы заявителя не основанными на нормах материального и процессуального права, отказали Фонду в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Поскольку исполнительное производство является стадией арбитражного процесса, процессуальное правопреемство возможно и на стадии исполнительного производства.
Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 03.04.2009 N 180 "О внесении изменений в Устав Федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Национальный институт здоровья" утверждены изменения, в соответствии с которыми полномочия учредителя Института осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13.12.2011 N 1569 принято решение о ликвидации Института.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Для организаций, находящихся в стадии ликвидации, законодательством предусмотрен специальный порядок погашения задолженности, в том числе признанной вступившим в законную силу решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
В соответствии с установленной пунктом 1 статьи 64 ГК РФ очередностью погашения задолженности ликвидационной комиссией задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды погашается в третью очередь.
Частью 4 статьи 64 ГК РФ кредитор наделен правом в случае отказа ликвидационной комиссии в признании заявленной суммы страховых взносов (пеней) либо уклонения от рассмотрения предъявленного требования до утверждения ликвидационного баланса предприятия обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Иного порядка выплат такого рода задолженности ликвидируемым юридическим лицом положениями статьи 64 ГК РФ не предусмотрено.
Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц Институт находится в стадии ликвидации с 03.02.2014.
Суды обеих инстанций верно определили, что проведение процессуального правопреемства в рассматриваемом случае невозможно, поскольку Институт находится в процессе ликвидации, а Министерство в силу закона не может быть признано его универсальным правопреемником.
Ссылка заявителя на то, что Министерство спорта намеренно затягивает утверждение ликвидационного баланса основано на предположениях подателя жалобы и к предмету спора не относится.
Не может быть признан состоятельным и довод Управления о наличии у него уважительных причин, связанных с пропуском срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, поскольку при установленном законом порядке предъявления требований к ликвидируемому должнику и в отсутствие оснований для замены его процессуальным правопреемником, приводимые Фондом обстоятельства правового значения не имеют.
Поскольку дело в отношении заявления Фонда рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 по делу N А56-55461/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.