07 марта 2017 г. |
Дело N А52-985/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М.,
рассмотрев 01.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Великолукский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Псковской области от 10.08.2016 (судья Судакова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 (судьи Романова А.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А52-985/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Великолукский мясокомбинат", место нахождения: 182111, Псковская обл., г. Великие Луки, Литейная ул., д. 17, ОГРН 1026000905787, ИНН 6025009824 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации Палкинского района Псковской области, место нахождения: 181270, Псковская обл., Палкинский р-н, рп Палкино, Островская ул., д. 25, ОГРН 1026002543819, ИНН 6014000731 (далее - Администрация), выразившегося в непринятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 954 кв. м с кадастровым номером 60:14:0010116:3, расположенного по адресу: Псковская обл., Палкинский р-н, рп Палкино, Почтовый пер., д. 2, и обязании Администрации принять решение об изменении вида разрешенного использования указанного участка с "для размещения производственно базы" на "для размещения продовольственного магазина".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике, место нахождения: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1096027012542, ИНН 6027122335 (далее - Комитет), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, место нахождения: 180017, г. Псков, Рабочая ул., д. 17, ОГРН 1046000329264, ИНН 6027086165, и федеральное государственное бюджетное учреждение "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Псковской области.
Решением от 10.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что обязанность Администрации по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка при наличии утвержденных решением Собрания депутатов городского поселения "Палкино" от 25.12.2012 Правил землепользования и застройки (далее - Правила землепользования и застройки поселения) действующим законодательством не предусмотрена, является неверным; согласно пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр объектов недвижимости кадастровых округов вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; суды пришли к неправильному выводу о том, что заявитель пропустил установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование допущенных Администрацией нарушений.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет и Администрация просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 954 кв. м с кадастровым номером 60:14:0010116:3, расположенный по адресу: Псковская обл., Палкинский р-н, рп Палкино, Почтовый пер., д. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.08.2014 серии 60-АЗ N 120364.
Согласно кадастровому паспорту от 01.07.2014 N 60/401/14-77289 названный земельный участок поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "для размещения производственной базы".
Общество 14.04.2014 обратилось в Администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с "для размещения производственной базы" на "для строительства продовольственного магазина".
Письмом от 22.04.2014 N 640 Администрация сообщила Обществу о том, что Правила землепользования и застройки поселения разработаны в объеме, не содержащем документы с перечнем координат характерных точек границ в установленной системе координат, наличие которых, в свою очередь, требует орган кадастрового учета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости"; в настоящий момент Администрация решает вопрос о финансировании соответствующих видов работ совместно с администрацией Псковской области.
По заявлению Общества подготовлен и постановлением Администрации от 17.11.2014 N 806 утвержден градостроительный план N RU60514000-37 спорного земельного участка, в пункте 2.1 которого в качестве территориальной зоны места его нахождения указана зона делового, общественного и коммерческого назначения (О-1), а в пункте 2.2 - назначение строящегося в пределах места допустимого размещения объектов капитального строительства продовольственного магазина проектируемой площадью 350 кв. м.
После завершения строительства указанного объекта площадью 325 кв. м с кадастровым номером 60:14:0010116:96, право собственности на который зарегистрировано за заявителем 08.04.2015 (свидетельство от 08.04.2015 серии 60-АЗ N 202452), Общество 14.12.2015 повторно обратилось в Администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка ввиду несоответствия содержащегося в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) вида разрешенного использования участка его фактическому использованию.
Администрация в письме от 30.12.2015 N 2528 сослалась на то, что Правила землепользования и застройки поселения не соответствуют утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71 Правилам направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в ГКН, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения ГКН, а также требованиям к формату таких документов в электронной форме (далее - Правила), и у нее отсутствует возможность направить их в Кадастровую палату для осуществления соответствующего учета, предложив в качестве способа разрешения ситуации - обращение в суд.
Общество, посчитав, что указанное бездействие нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о неприменении пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) в связи с тем, что на момент обращения Общества с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка на территории поселения были надлежащим образом утверждены Правила землепользования и застройки поселения, а также установив пропуск Обществом срока на обращение с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, не согласившись с выводом суда первой инстанции относительно невозможности при наличии утвержденных Правил землепользования и застройки поселения принятия органом местного самоуправления решения об изменении вида разрешенного использования принадлежащего Обществу земельного участка, тем не менее не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи с пропуском Обществом установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с подпунктом 2 и 3 пункта 2, пунктом 4 и пунктом 6 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон, а также градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Согласно пункту 2 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 правила землепользования и застройки не утверждены, до 01.07.2017 решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 названной части и статьей 4.1 этого Закона, с учетом публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 ГрК РФ в части соответствующих требований.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на территории муниципального образования Палкинский район Псковской области утверждены Правила землепользования и застройки поселения, поэтому суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие с учетом положений пункта 3 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ у главы Администрации обязанности по принятию решения об изменении вида разрешенного использования участка.
Тот факт, что Правила землепользования и застройки поселения не содержат документы с перечнем координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, ввиду чего Кадастровая палата не может достоверно определить, к какой территориальной зоне должен быть отнесен спорный земельный участок, и самостоятельно установить виды его разрешенного использования, не свидетельствует об отсутствии Правил землепользования и застройки поселения, и, соответственно, необходимости принятия органом местного самоуправления решений об изменении вида разрешенного использования по результатам публичных слушаний.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13-20, 25-29 части 2 статьи 7 названного Закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), осуществляются, если иное не установлено этим Законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с названным Законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). В силу части 5 этой же статьи в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 60:14:0010116:3, утвержденный постановлением Администрации от 17.11.2014 N 806, содержит на основании Правил землепользования и застройки поселения информацию о разрешенном использовании участка. В связи с чем оснований считать, что для спорного участка не определены виды разрешенного использования, не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Общества судами отказано правильно.
Руководствуясь статьями 286, 287, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 10.08.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по делу N А52-985/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Великолукский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.