Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2017 г. N Ф07-14054/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А52-985/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 ноября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Великолукский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Псковской области от 10 августа 2016 года по делу N А52-985/2016 (судья Судакова Н.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Великолукский мясокомбинат" (место нахождения: 182111, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Литейная, д. 17;
ОГРН 1026000905787, ИНН 6025009824; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к администрации Палкинского района Псковской области (место нахождения: 181270, Псковская обл., Палкинский р-н, раб. пос. Палкино, ул. Островская, д. 25; ОГРН 1026002543819, ИНН 6014000731; далее - Администрация), Государственному комитету Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике (место нахождения: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23; ОГРН 1096027012542, ИНН 6027122335; далее - Комитет) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 60:14:0010116:3 и обязании Администрации принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 10.08.2016 в удовлетворении исковых требований Общества отказано.
Общество с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое судебное решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что законодательством не предусмотрена обязанность Администрации в принятии решения об изменении вида разрешенного использования. Кроме того указывает на ошибочность вывода суда о пропуске срока на обращение в суд, поскольку заявителю стало известно о нарушении его прав лишь 11.03.2016.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Администрация и Комитет в отзывах на жалобу против ее удовлетворения возражали, направили ходатайства о рассмотрении жалобы без участия их представителей.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Обществу в соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 28.02.2014 N 1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 60:14:0010116:3 по адресу: Псковская обл., Палкинский район, раб. пос. Палкино, пер. Почтовый, д. 2, с разрешенным использованием - для размещения производственной базы, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27 марта 2014 года сделана регистрационная запись N 60-60-09/007/2014-218.
На земельном участке имеется здание продовольственного магазина, которое используется для осуществления торговой деятельности. Право собственности на здание продовольственного магазина признано за истцом в судебном порядке на основании решения Арбитражного суда Псковской области от 29.01.2015 N А52-4297/2015 и зарегистрировано 08.04.2015 Управлением Федеральной службы кадастра и картографии Псковской области.
Истец 14.04.2014 обратился в Администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Из ответа Администрации Обществу стало известно, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 60:14:0010116:3 невозможно, так как Правила землепользования и застройки городского поселения "Палкино", утвержденные решением Собрания депутатов городского поселения "Палкино" от 25.12.2012, разработаны в объеме, не содержащем документы с перечнем координат характерных точек границ в установленной системе координат, наличие которых требует орган кадастрового учета в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71.
Общество 14.12.2015 повторно обратилось в Администрацию с заявлением N 238 об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного участка.
Ответчик письмом от 30.12.2015 N 2528 сообщил истцу о том, что в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьей 14 Правил Администрация не наделена полномочиями по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Также сообщила о том, что Правила землепользования и застройки городского поселения "Палкино" не соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71"Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме" (далее - Постановление N 71), в связи с чем Администрация не имеет возможности направить их в ФГБУ "ФКП Росреестра" для осуществления соответствующего учета.
Истец посчитал, что Администрация, не приняв решения по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, незаконно бездействует, чем нарушает его права и законные интересы.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из важнейших принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Общий порядок проведения зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), определяющим градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 1 ГрК РФ).
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Зонирование территории в пределах населенного пункта осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления (статья 8 ГрК РФ).
В пунктах 2 - 3 статьи 85 ЗК РФ также закреплено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Таким образом, Правилами землепользования и застройки применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 1, 6 и 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в действующей редакции) органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи (в том числе в случае утверждения Правил землепользования и застройки - пункт 5 части 1 статьи 15 названного закона), а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений.
В соответствии с частью 5 статьи 15 названного Закона обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2 - 5 части 1 настоящей статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" карта (план) объекта землеустройства оформляется на бумажном носителе и (или) электронном носителе, исключающем возможность повторной записи информации, в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в установленном федеральным законом порядке.
Карта (план) объекта землеустройства, предназначенная для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости, оформляется в виде электронного документа.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 25.12.2012 решением Собрания депутатов городского поселения "Палкино" утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения "Палкино", в составе которых установлены градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков.
Вместе с тем данные Правила не соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме", и до настоящего времени не направлены в ФГБУ "ФКП Росреестра" для осуществления соответствующего учета.
В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
На основании изложенного следует, что Общество, как правообладатель земельного участка, самостоятельно выбирает вид разрешенного использования земельного участка без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) сведения о границах территориальных зон, которые определены Правилами, подлежат в обязательном порядке внесению в государственный кадастр недвижимости. Для изменения вида разрешенного использования земельного участка, выбранного в соответствии с градостроительным регламентом, заинтересованные лица обращаются в орган кадастрового учета.
Согласно части 6 статьи 15 Закона о кадастре решения об утверждении Правил направляются в орган кадастрового учета в течение шести месяцев с даты принятия соответствующего решения.
Правила муниципального образования "Палкино" утверждены решением Собрания депутатов городского поселения "Палкино" от 25.12.2012. После их утверждения Администрацией координаты характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой зоны в формате XML, не разрабатывались, в силу чего в органе кадастрового учета отсутствуют необходимые сведения в отношении территории городского поселения "Палкино".
С учетом того, что Правила для органа кадастрового учета считаются отсутствующими по аналогии нормы пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.01.2017 Правила не утверждены решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что при отсутствии на сегодняшний день информации о координатном описании границ территориальных зон орган местного самоуправления обязан принять нормативный правовой акт об изменении вида разрешенного использования.
Таким образом, основания для признания бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения об изменении вида разрешенного использования незаконным, у суда первой инстанции имелись.
Поскольку законодательством на Комитет не возложена обязанность по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, то оснований для удовлетворения требований к данному ответчику у суда также не имелось.
Однако, в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд первой инстанции установил, что о нарушении своих прав и законных интересов в связи с непринятием решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, истцу стало известно в 2014 году.
Общество обратилось в Арбитражный суд Псковской области с настоящим заявлением 31.03.2016, что существенно превышает 3 месячный срок обращения в суд. Ходатайство о его восстановлении истцом не заявлялось.
Довод истца о том, что о нарушении его прав стало известно только после принятия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Псковской области решения об отказе в учете изменения объекта недвижимости от 11.03.2016, является несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела и в рамках заявленных требований оспаривается бездействие Администрации, выразившиеся в непринятии решения об изменении вида разрешенного использования, а не решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 11.03.2016.
Пропуск процессуального срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на подателя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы истец уплатил государственную пошлину в размере 3000 руб. (платежное поручение от 09.09.2016 N 289516). Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 10 августа 2016 года по делу N А52-985/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Великолукский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Великолукский мясокомбинат" (место нахождения: 182111, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Литейная, д. 17; ОГРН 1026000905787, ИНН 6025009824) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 09.09.2016 N 289516 в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-985/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2017 г. N Ф07-14054/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Великолукский мясокомбинат"
Ответчик: Администрация Палкинского района Псковской области
Третье лицо: Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Псковской области, ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"