10 марта 2017 г. |
Дело N А56-18777/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Нефедовой О.Ю., Шпачевой Т.В.,
при участии от Федерального государственного унитарного предприятия "Морсвязьспутник" Гурченко Е.В. (по доверенности от 09.09.2016), Свашенко А.С. (по доверенности от 09.09.2016), Магунова А.Б. (по доверенности от 09.09.2016), Никулиной М.В. (по доверенности от 03.03.2017 N 1/7-200), от акционерного общества "Тюменьэнерго" Зубова В.В. (по доверенности от 22.07.2015 N 15976), от общества с ограниченной ответственностью "Открытая мобильная система" Буйницкой Г.А. (по доверенности от 10.02.2017),
рассмотрев 06.03.2017 в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Тюменьэнерго" и общества с ограниченной ответственностью "Открытая мобильная система" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 по делу N А56-18777/2016 (судьи Несмиян С.И., Жукова Т.В., Попова Н.М.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Морсвязьспутник", место нахождения: 127055, Москва, Сущёвская ул., д. 19, стр. 7, ОГРН 1027700354285, ИНН 7707074779 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Тюменьэнерго", место нахождения: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, Университетская ул., д. 4, ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185 (далее - Общество), к обществу с ограниченной ответственностью "Спутниковые мобильные технологии", место нахождения: 198035, Санкт-Петербург, Гапсальская ул., д. 5, лит. А, ОГРН 1117847554714, ИНН 7805572892 (далее - Компания), о признании недействительным в части оказания услуг подвижной спутниковой связи в сети ИНМАРСАТ договора от 20.10.2015 N 3 на оказание услуг спутниковой связи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Открытая мобильная система", место нахождения: 105062, Москва, ул. Чаплыгина, д. 9, стр. 1, ОГРН 5087746691973, ИНН 7701815406 (далее - ООО "ОМС").
Решением от 16.08.2016 в иске отказано.
Постановлением от 01.12.2016 указанное решение отменено, иск удовлетворен.
В кассационных жалобах Общество и ООО "ОМС", ссылаясь на неполное выяснение судом апелляционной инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие его выводов представленным фактам, неправильное применение им норм материального и процессуального права, просят отменить постановление от 01.12.2016, решение от 16.08.2016 оставить в силе.
В судебном заседании представители Общества и ООО "ОМС" поддержали доводы, приведенные в жалобах, представитель Предприятия просили жалобу отклонить.
Компания надлежаще уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в заседание кассационной инстанции не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.10.2015 между Обществом (абонентом) и Компанией (оператором) по результатам закупки N 3150262678102 заключен договор N 3 (номер в реестре 58602060185150005690000) на оказание услуг подвижной спутниковой радиосвязи сроком действия с 20.10.2015 по 19.10.2016, по условиям которого оператор обязался предоставить абоненту соответствующие услуги стоимостью 2 047 000 руб., а абонент - оплатить их.
Согласно пункту 3.1.4 технического задания, являющегося приложением N 1 к договору оказываемые услуги должны обеспечивать "возможность одновременной работы в сети ИНМАРСАТ с помощью 3 sim-карт для 3 АТ одновременно в режиме BGAN".
Пунктами 3.9, 3.10, 3.19, 3.26 технического задания также предусмотрено использование оператором системы ИНМАРСАТ.
Предприятие, полагая, что является единственным исполнителем по закупке услуг по присвоению регистрационных номеров в системе ИНМАРСАТ, учету используемых на территории Российской Федерации абонентских станций системы ИНМАРСАТ и SIM-карт к ним, а использование подвижной спутниковой связи в данной сети ответчиками с Предприятием не согласовано, обратилось в суд с настоящим иском с требованием о признании договора, заключенного между Обществом и Компанией, недействительным в части указаний на использование сети ИНМАРСАТ.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца, отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции указанное решение отменил, иск удовлетворил, сделав вывод о том, что спорная сделка совершена с нарушением Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539, и нарушает законные интересы Предприятия.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
Российская Федерация является участницей Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), учрежденной Конвенцией о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), заключенной в Лондоне 03.09.1976 (далее - Конвенция), устанавливающей порядок радиосвязи в пределах ее норм.
Согласно статье 3 Конвенции целью организации является обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи, и, где это целесообразно, воздушной связи, при содействии тем самым улучшению связи для оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море, связи для служб воздушного движения, повышению эффективности работы морских и воздушных судов и управления ими, совершенствованию служб морской и воздушной общественной корреспонденции и возможностей радиоопределения.
Согласно статье 22 Закона о связи регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 N 1194 "О международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов и порядке использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил использование иностранных спутниковых систем для создания спутниковых линий в целях развития российских сетей связи и обеспечения их интеграции с международными сетями связи допускается на основании решений Государственной комиссии по радиочастотам (далее - ГКРЧ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о ГКРЧ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 N 336, ГКРЧ является межведомственным координационным органом, действующим при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и осуществляющим регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 решения ГКРЧ от 23.08.2010 N 10-08-08 "Об условиях применения на территории Российской Федерации абонентских станций системы подвижной спутниковой связи ИНМАРСАТ" (далее - Решение) присвоение регистрационных номеров в системе ИНМАРСАТ и учет используемых на территории России абонентских станций системы ИНМАРСАТ и SIM-карт к ним осуществляются только российским оператором - Предприятием.
Применение (эксплуатация) на территории Российской Федерации абонентских станций системы ИНМАРСАТ с не зарегистрированными в Предприятии SIM-картами не допускается.
Таким образом, Предприятие обладает исключительными полномочиями оператора по предоставлению услуг ИНМАРСАТ на территории Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 29 Закона о связи и Перечнем наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, и Перечнями лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг подвижной спутниковой радиосвязи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В соответствии со статьей 23 Закона о связи распределение радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1049-34, и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Компания располагает лицензией и решением ГРЧК от 19.12.2012 N 12-16-09-3 о выделении радиочастот для системы фиксированной и подвижной спутниковой связи "СМТ-КА", не совпадающих с системой ИНМАРСАТ.
При этом ООО "ОМС", на наличие договора с которой ссылается Компания, также не имеет соответствующей лицензии и возможности работы в соответствующих частотах.
Решение ГКРЧ от 12.02.2007 N 07-19-05-015 выдано ООО "ОМС" на разработку радиоэлектронных средств системы подвижной спутниковой связи "Марафон-М".
Податели жалоб отмечают, что в целях оказания услуг по спорному договору сторонами используется указанная система "Марафон-М", принадлежащая российскому оператору ООО "ОМС", являющаяся аналогом системы ИНМАРСАТ, а также что абоненты ООО "ОМС", в том числе Компания, обслуживаемые в российской национальной сети подвижной спутниковой радиосвязи "Марафон-М", никакой дополнительной обязательной регистрации или учету не подлежат.
В соответствии с пунктом 3 статьи 70 Закона о связи и пунктами 8, 9 Правил оператор связи, использующий иностранную систему подвижной персональной спутниковой радиосвязи, формирует российский сегмент указанной системы в составе станции сопряжения, предназначенной для обеспечения фидерной линии подвижной спутниковой службы и обеспечения связи с сетями общего пользования, и абонентских станций (терминалов).
Российский сегмент сети спутниковой связи ИНМАРСАТ, сформированный Предприятием, состоит из трех земных станций спутниковой связи - станций сопряжения, размещенных на территории Российской Федерации.
Абонентские станции (терминалы), используемые Обществом на основании оспариваемого договора работают в сети спутниковой связи ИНМАРСАТ по стандартам, указанным в приложении 1 к Решению.
В Решении предусматривается возможность использования абонентских станций, приведенных в приложении N 1 стандартов системы ИНМАРСАТ на территории России при условии, что функции российского оператора сети возложены только на Предприятие.
Таким образом, услуги спутниковой связи ИНМАРСАТ, в том числе заказанные по спорному договору, на территории Российской Федерации в любом случае могут оказываться исключительно через указанные выше станции сопряжения.
Апелляционный суд пришел к правильному выводу, что Компания и ООО "ОМС" не имеют ни технической, ни законной возможности оказывать услуги подвижной спутниковой связи в сети ИНМАРСАТ в обход Предприятия и соответствующих разрешений ГКРЧ.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки
Заключенный с нарушением требований действующего законодательства договор, включающий условие об использовании подвижной спутниковой связи в сети ИНМАРСАТ, которая контролируется Предприятием, затрагивает его права и законные интересы как единственного исполнителя по закупке услуг по присвоению регистрационных номеров в данной системе, учету используемых на территории Российской Федерации абонентских станций системы ИНМАРСАТ и SIM-карт.
Правоотношения между Предприятием и Компанией по вопросу использования подвижной спутниковой связи в сети ИНМАРСАТ договором не урегулированы.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно признал сделку в оспариваемой части ничтожной и удовлетворил требования Предприятия.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а обжалуемое постановление принято при правильном применении норм процессуального и материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 по делу N А56-18777/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы акционерного общества "Тюменьэнерго" и общества с ограниченной ответственностью "Открытая мобильная система" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.