16 марта 2017 г. |
Дело N А66-13660/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мега" генерального директора Перминовой Т.Н. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.08.2016) и представителя Ивановой Л.В. (доверенность от 01.03.2017),
рассмотрев 09.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мега" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.06.2016 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А66-13660/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Мега", место нахождения: 170027, г. Тверь, пос. Лоцманенко, д. 11, оф. 6, ОГРН 1096952005391, ИНН 6950099006, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными (недействительными) постановлений администрации муниципального образования "Городское поселение - поселок Васильевский Мох" Калининского района Тверской области, место нахождения: 170517, Тверская обл., Калининский р-н, пгт Васильевский Мох, Первомайская ул., д. 20, ОГРН 1066901008316, ИНН 6924013490 (далее - Администрация), от 25.06.2015 N 103, 107 и 108 "О возможности заключения концессионного соглашения с ООО "Гарант плюс" (далее - Постановления N 103, 107, 108), действий главы Администрации по заключению с ООО "Гарант плюс", место нахождения: 170517, Тверская обл., Калининский р-н, пгт Васильевский Мох, ул. Ленина, д. 3, лит. А, оф. 11, ОГРН 1156952009400, ИНН 6949106393, на основании указанных Постановлений концессионных соглашений от 01.09.2015 в отношении системы коммунальной инфраструктуры.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Гарант плюс", муниципальное образование "Городское поселение - поселок Васильевский Мох" Калининского района Тверской области (далее - Поселение), ООО "Гарант", место нахождения: 170517, Тверская обл., Калининский р-н, пгт Васильевский Мох, ул. Ленина, д. 3, лит. А, оф. 2, ОГРН 1146952008103, ИНН 6949012650, и индивидуальный предприниматель Каданцев Владимир Михайлович, ОГРНИП 304690136500100.
Решением от 30.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Мега", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, в нарушение положений части 5 статьи 170 АПК РФ резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит сведений относительно того, в удовлетворении каких именно требований заявителю было отказано, данное нарушение судом апелляционной инстанции не устранено; Администрацией нарушен порядок заключения концессионных соглашений, поскольку решение о возможности их заключения на предложенных инициатором условиях не принято, сведения о готовности уполномоченного органа к участию в конкурсе и сами условия проведения конкурса на сайте отсутствуют; суды не учли, что Администрация вправе передавать муниципальное имущество во временное владение и пользование другим лицам только в соответствии с утвержденным представительным органом муниципального образования порядком управления и распоряжения таким имуществом, однако такой порядок Советом депутатов Поселения не утвержден; судами неверно истолкована часть 4.7 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), по смыслу которой Администрация обязана была опубликовать не предложение инвестора о заключении концессионных соглашений, а соответствующее предложение уполномоченного органа о готовности к участию в конкурсе.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ООО "Мега" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Администрации 08.06.2015 и 09.06.2015 поступили предложения ООО "Гарант плюс" о заключении концессионных соглашений в отношении принадлежащих Поселению объектов системы коммунальной инфраструктуры (свидетельства о государственной регистрации права от 05.11.2008, 09.07.2012): здания котельной с оборудованием и тепловыми сетями площадью 469,8 кв. м с кадастровым номером 69:10:0140140:0017:1-517:1000/А, станции перекачки с сетями площадью 36,4 кв. м с кадастровым номером 69:10:0140124:0:1 и водонапорной башни с сетями и водопроводом площадью 35,5 кв. м с кадастровым номером 69:10:01400139:0012:0002, расположенных по Октябрьской ул. и ул. Ленина в Поселения и предназначенных для осуществления деятельности по водоотведению, а также производству, передаче и распределению тепловой энергии и питьевой воды.
Рассмотрев поступившую документацию, Администрация приняла Постановления N 103, 107, 108, которыми решила опубликовать указанные предложения ООО "Гарант плюс" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионных соглашений на условиях, предусмотренных в предложениях, от иных лиц.
Поскольку по истечении установленного в части 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ срока заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионных соглашений от других лиц не поступило, Администрация (концедент) и ООО "Гарант плюс" (концессионер) на основании постановлений от 20.08.2015 N 134-136 заключили концессионные соглашения от 01.09.2015, по условиям которых ООО "Гарант плюс" переданы указанные в приложениях N 1 к соглашениям упомянутые объекты систем коммунальной инфраструктуры в целях создания новой отдельно стоящей котельной с бытовыми помещениями для обслуживающего персонала, с котлом, работающим на древесных отходах в виде опилок и мелких кусков древесины, и складом приема и подачи топлива, а также реконструкции станции перекачки и водонапорной башни с сетями и водопроводом путем установки устройства плавного пуска электродвигателя и системы обезжелезивания воды.
ООО "Мега", ссылаясь на то, что Администрацией нарушены положения части 3 статьи 21 Закона N 115-ФЗ, поскольку конкурсная документация о проведении торгов на сайте www.torgi.gov.ru не размещалась, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, посчитав оспариваемые Постановления и действия Администрации по заключению концессионных соглашений законными и обоснованными, отказали ООО "Мега" в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного Закона.
Порядок заключения концессионного соглашения урегулирован в главе 3 названного Закона.
В силу частей 1 и 2 статьи 22 Закона N 115-ФЗ в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, органом местного самоуправления принимается решение о заключении концессионного соглашения, которым устанавливаются в числе прочих критерии конкурса и параметры критериев конкурса, а также вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс);
Для проведения конкурса в соответствии с указанной статьей Закона N 115-ФЗ создается конкурсная комиссия, которая опубликовывает и размещает сообщение о проведении конкурса (при проведении открытого конкурса), принимает заявки на участие в конкурсе, принимает решения о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании заявителя участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе, определяет победителя конкурса и уведомляет участников конкурса о результатах проведения конкурса (части 1 и 3 статьи 25 Закона N 115-ФЗ).
Концессионное соглашение в соответствии с частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ может быть заключено также по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона (концессионеров) и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Согласно части 4.2 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
В соответствии с частью 4.4 статьи 37 Закона N 115-ФЗ орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает одно из указанных в той же части упомянутой статьи Закона N 115-ФЗ решений.
В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях уполномоченный орган в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (часть 4.7 статьи 37 Закона N 115-ФЗ).
Если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, названного предложения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом N 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса (части 1 и 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции путем исследования сведений, содержащихся на официальном интернет-сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (http://www.torgi.gov.ru), и подтверждается материалами дела, Администрацией 25.06.2015 и 26.06.2015 на указанном сайте по каждому из лотов в отношении спорного имущества систем коммунальной инфраструктуры в разделе "Документы" опубликованы Постановления N 103, 107 и 108, предложения инвестора - ООО "Гарант плюс", проекты концессионных соглашений, а также письма государственного учреждения "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 24.06.2015 N 1642, от 25.06.2015 N 1648 и 1649; дата начала подачи заявок - 26.06.2015 (в отношении котельной с оборудованием и тепловыми сетями) и 29.06.2015 (в отношении водонапорной башни и станции перекачки с сетями водопровода и канализации), дата окончания приема заявок - 10.08.2015 и 13.08.2015; дата подведения итогов - 11.08.2015 и 14.08.2015 соответственно.
Поскольку в установленный частью 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ сорокапятидневный срок иные участники, в том числе ООО "Мега", заявок для участия в конкурсе на заключение концессионных соглашений не представили, Администрация в пределах предоставленных ей полномочий и в соответствии с требованиями Закона N 115-ФЗ заключила концессионные соглашения от 01.09.2015 с единственным инвестором - ООО "Гарант плюс".
При таких обстоятельствах оснований полагать, что оспариваемыми Постановлениями и действиями по заключению соглашений нарушены права и законные интересы ООО "Мега", в частности незаконно созданы препятствия для входа на рынок оказания услуг по водоотведению, а также тепло- и водоснабжению, у судов не имелось.
Довод подателя жалобы о том, что Администрация должна была разместить на указанном интернет-сайте не предложения инвестора о заключении концессионных соглашений, а собственные предложения как органа, уполномоченного на рассмотрение таких предложений, судом кассационной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм Закона N 115-ФЗ, из выше приведенных положений которого следует, что заключение концессионного соглашения возможно как по инициативе уполномоченного органа государственной власти (в таком случае решение о его заключении в отношении объектов, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, принимается самим органом местного самоуправления), так и по инициативе концессионера, чье предложение в дальнейшем в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения публикуется уполномоченным органом на указанном интернет-сайте.
Вопреки доводам кассационной жалобы резолютивная часть объявленного 23.06.2016 решения и резолютивная часть решения в полном объеме от 30.06.2016 соответствуют требованиям статьи 170 АПК РФ. Отсутствие в них указания на то, в удовлетворении чьих именно требований судом первой инстанции было отказано, с учетом отсутствия в деле встречного иска не свидетельствует о нарушении норм процессуального права.
Иные доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения апелляционного суда, получили надлежащую правовую оценку и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Нарушений норм процессуального законодательства судами не допущено, а потому оснований для отмены судебных актов не имеется.
Поскольку при принятии кассационной жалобы к рассмотрению заявителю в соответствии с пунктом 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с него следует взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб. за рассмотрение жалобы в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.06.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по делу N А66-13660/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мега" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мега", место нахождения: 170027, г. Тверь, пос. Лоцманенко, д. 11, оф. 6, ОГРН 1096952005391, ИНН 6950099006, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.