27 марта 2017 г. |
Дело N А26-6284/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев 22.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.08.2016 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 (судьи Кашина Т.А., Колосова Ж.В., Полубехина Н.С.) по делу N А26-6284/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания", место нахождения: 186950, Республика Карелия, г. Костомукша, шоссе Горняков, д. 90, ОГРН 1021000880075, ИНН 1004010202 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Красная ул., д. 31, ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543 (далее - Управление Росреестра), оформленного сообщением от 06.05.2016 N 10/004/006/2016-763, в государственной регистрации дополнительного соглашения от 14.03.2016 к договору от 21.02.2011 N 141-з аренды лесного участка общей площадью 21 502,8 га (215 028 475 кв. м), состоящего из четырех частей с кадастровыми номерами с 10:17:0020401:53 по 10:17:0020401:56 и расположенного по адресу: Республика Карелия, Калевальский р-н, Калевальское центральное лесничество, Войницкое участковое лесничество, кв. 123, 124, 153-164, 176-190, 192.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство).
Решением от 30.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.12.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает неверным вывод судов о том, что дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка представляет собой новый договор; в целях реализации утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 11.08.2009 N 729 (далее - Приказ N 729) "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" проекта "Организация производства заготовки леса и его переработки в условиях долговременной аренды лесов" Министерство и Общество заключили в период с 2013 по 2015 годы помимо спорного договора еще пять других договоров аренды лесных участков сроком на 48 лет и 11 месяцев, которые являются типовыми и содержат одинаковые условия; установление в договоре N 141-з в нарушение условий указанного инвестиционного проекта срока его действия равного 10 годам является опечаткой.
Лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа N 729, изданного в соответствии с Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство) от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (далее - Положение), Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) 21.02.2011 заключили договор N 141-з аренды лесного участка общей площадью 21 502,8 га (215 028 475 кв. м), состоящего из четырех частей площадью 99 848 кв. м, 95 773 кв. м, 5 200 156 кв. м, 209 632 698 кв. м, 215 028 475 кв. м с кадастровыми номерами с 10:17:0020401:53 по 10:17:0020401:56 и расположенного по адресу: Республика Карелия, Калевальский р-н, Калевальское центральное лесничество (ранее территория Калевальского лесхоза), Войницкое участковое лесничество, кв. 123 (часть), 124, 153-161, 162 (часть), 163, 164 (часть), 176-186, 187 (часть), 188, 189 (часть), 190 (часть), 192, для осуществления заготовки древесины с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта "Организация производства заготовки леса и его переработки в условиях долговременной аренды лесов" в области освоения лесов.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 22.03.2011.
В соответствии с пунктом 7.1 договора он заключен на 10 лет и действует с момента подписания.
Дополнительным соглашением от 14.03.2016 к договору стороны внесли изменения в пункт 7.1 договора, в соответствии с которым срок его действия составляет 48 лет и 11 месяцев с момента государственной регистрации.
Общество 29.03.2016 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения.
Решением от 06.05.2016 N 10/004/006/2016-763 Управление Росреестра на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) отказало Обществу в государственной регистрации дополнительного соглашения, сославшись на то, что с 01.10.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ), которым признана утратившей силу часть 5 статьи 72 ЛК РФ, часть 4 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, указав, что при отсутствии перечисленных в части 5 статьи 74 ЛК РФ условий арендатор лишается права на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, поэтому применение норм гражданского законодательства в части изменения срока такого договора на основании соглашения сторон исключается.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о соответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ. Согласно абзацу четвертому пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно частям 3, 4 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
Статьей 74 ЛК РФ в редакции Закона N 206-ФЗ предусмотрены порядок и основания для заключения договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды двух инстанций обоснованно исходили из того, что действующее лесное законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности продления срока аренды лесных участков посредством заключения дополнительных соглашений, а установленные частями 4 и 5 статьи 74 ЛК РФ условия для заключения нового договора аренды лесного участка не наступили.
Ссылка подателя жалобы на положения пункта 2 части 3 статьи 74 ЛК РФ и условия иных договоров аренды лесных участков, заключенных в период с 2013 по 2015 годы, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку не исключает необходимости исполнения требований, изложенных в частях 4, 5 названной статьи Кодекса.
Доказательств, свидетельствующих о том, что условия договора N 141-з в части срока аренды не соответствуют инвестиционному проекту "Организация производства заготовки леса и его переработки в условиях долговременной аренды лесов", в материалы дела не представлено.
При таком положении кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А26-6284/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.