6 апреля 2017 г. |
Дело N А66-4888/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Ракчеевой М.А. и Рудницкого Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2016 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу N А66-4888/2016,
установил:
Эммаусское сельское поселение Калининского района Тверской области, место нахождения: 170530, Тверская обл., Калининский р-н, пос. Эммаусс, д. 31, ОГРН 1066901004433, ИНН 6924013443 (далее - сельское поселение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - ТУ Росимущества), о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении сельскому поселению в муниципальную собственность земельного участка площадью 532 000 кв. м с кадастровым номером 69:10:000026:291, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Эммаусское сельское поселение, в границах земель Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт мелиорированных земель".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт мелиорированных земель" (далее - учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "Квадро" (далее - общество).
Решением суда от 23.09.2016 требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.12.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податель жалобы считает, что подтвердить наличие оснований для передачи испрашиваемого земельного участка в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не представилось возможным.
Податель жалобы полагает, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, имеются пересечения, к заявлению о передаче земельного участка в собственность не представлен утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен земельный участок или схема расположения земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу сельское поселение просит оставить решение и постановление без изменения.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000026:291, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.01.2014 серии 69-АВ N 894451.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 20.12.2004 зарегистрировано ограничение права - аренда земельного участка до 25.03.2053 в пользу общества.
Совет депутатов сельского поселения направил в ТУ Росимущества письмо от 22.01.2016 N 01/СД о безвозмездной передаче в муниципальную собственность сельского поселения в порядке, предусмотренном статьями 39.30, 39.31 ЗК РФ, упомянутого земельного участка, в связи с тем, что участок входит в границы территории, на которую распространяется действие утвержденных документов территориального планирования поселения, и не предназначен для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
Письмом от 24.02.2016 N 712-05 ТУ Росимущества сообщило сельскому поселению о том, что подтвердить наличие оснований для принятия решения о передаче спорного земельного участка в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 39.30 ЗК РФ не представляется возможным, кроме того согласно сведениям, полученным из государственного кадастра недвижимости, границы испрашиваемого земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, также в соответствии со статьей 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка.
Сельское поселение, считая, что отказ ТУ Росимущества в передаче в муниципальную собственность земельного участка является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции применил статьи 39.30 и 39.31 ЗК РФ. Суд пришел к выводу о том, что действия ТУ Росимущества, выразившиеся в уклонении от передачи сельскому поселению спорного земельного участка, противоречат Земельному кодексу Российской Федерации, поскольку в заявлении сельского поселения от 22.01.2016 указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; информация о расположении земельного участка размещена в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования; генеральный план сельского поселения и Правила землепользования и застройки сельского поселения утверждены решениями Совета депутатов сельского поселения соответственно от 20.06.2011 N 131 и от 27.12.2013 N 26 и размещены на официальном сайте администрации сельского поселения, являются общедоступными, о чем сельское поселение сообщило ТУ Росимущества в обращении; в соответствии с заключением кадастрового инженера от 15.09.2016 земельный участок находится в границах сельского поселения, в отношении указанной территории разработан и утвержден решением Совета депутатов сельского поселения от 10.06.2011 N 131 генеральный план сельского поселения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего кодекса лиц в собственность поселений, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, установлен в статье 39.31 ЗК РФ.
Суды на основании материалов дела сделали правильный вывод о том, что заявление о передаче земельного участка, соответствовало требованиям, изложенным в пункте 2 статьи 39.31 ЗК РФ, земельному участку присвоен кадастровый номер, сведения о земельном участке внесены в ЕГРП, в соответствии с генеральным планом сельского поселения и правилами землепользования и застройки, утвержденными в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, земельный участок расположен на территории сельского поселения. Согласно пункту 4 статьи 39.31 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.
Суды обоснованно исходили из того, что ТУ Росимущества не привело доводов, подтверждающих наличие оснований для отказа в передаче земельного участка в муниципальную собственность, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.30 и пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ, а также доводов о том, что в отношении спорного участка установлены иные основания и иной порядок передачи в муниципальную собственность (пункт 3 статьи 39.30 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.31 ЗК РФ отсутствие в ЕГРП сведений о местоположении границ земельного участка, который предполагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка. Согласно пункту 10 этой же статьи решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием за счёт средств соответствующего местного бюджета выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемого земельного участка и государственной регистрации права собственности муниципального образования.
Доводы подателя жалобы были предметом исследования при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены судами.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 по делу N А66-4888/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.