Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2017 г. N Ф07-1388/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А66-4888/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области представителя Посадкова А.Н. по доверенности от 28.04.2016 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 сентября 2016 года по делу N А66-4888/2016 (судья Белов О.В.),
установил:
Эммаусское сельское поселение Калининского района Тверской области (место нахождения: 170530, Тверская область, Калининский район, поселок Эммаусс, дом 31; ИНН 6924013443, ОГРН 1066901004433; далее - Сельское поселение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 33; ИНН 6950125150, ОГРН 1106952029315; далее - Теруправление), выразившегося в уклонении от передачи заявителю в муниципальную собственность земельного участка площадью 532 000 кв.м с кадастровым номером 69:10:000026:291, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Эммаусское сельское поселение, в границах земель ГНУ ВНИИМЗ, по мотивам, изложенным в письме от 24.02.2016 N 712-05.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт мелиорированных земель" (место нахождения: 170530, Тверская область, Калининский район, поселок Эммаусс, дом 27; ИНН 6924000596, ОГРН 1026900555945; далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Квадро" (место нахождения: 117437, Москва, улица Миклухо-Маклая, дом 22; ИНН 7728523626, ОГРН 1047796679578; далее - Общество).
Решением от 23.09.2016 суд удовлетворил исковые требования в полном объеме, возложил на Теруправление обязательство совершить необходимые распорядительные действия по передаче в муниципальную собственность Сельского поселения указанного земельного участка.
Теруправление с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не представляется возможным подтвердить наличие основания для принятия решения о передаче заявителю земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000026:291. Суд не учел, что границы испрашиваемого земельного участка, согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, имеются пересечения. К заявлению о передаче земельного участка не представлен утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в порядке статьи 39.31 ЗК РФ. Оснований для предоставления данного земельного участка Сельскому поселению у Теруправления не имелось.
Сельское поселение в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Сельского поселения, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 532 000 кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Калининский район, Эммаусское сельское поселение, земельные участки в границах земель ГНИУ ВНИИМЗ, с кадастровым номером 69:10:0000026:291, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.01.2014 серии 69-АВ N 894451.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данным в Реестре 20.12.2004 зарегистрировано ограничение права - аренда земельного участка до 25.03.2053 в пользу Общества.
Совет депутатов Сельского поселения (далее - Совет депутатов) 22.01.2016 (письмо N 01-СД) обратился в Теруправление с заявлением в порядке статей 39.30, 39.31 ЗК РФ о безвозмездной передаче в муниципальную собственность Сельского поселения земельного участка площадью 532 000 кв.м с кадастровым номером 69:10:000026:291, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Эммаусское сельское поселение (в границах земель ГНУ ВНИИМЗ), в связи с тем, что указанный земельный участок входит в границы территории, на которую распространяется действие утвержденных документов территориального планирования поселения, и не предназначен для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
В подтверждение факта нахождения земельного участка в границах территории заявитель ссылался на Генеральный план Сельского поселения, утвержденный решением Совета депутатов от 10.06.2011 N 131 и Правила землепользования и застройки Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденные решением Совета депутатов от 27.12.2013.
Теруправление 24.02.2016 в письме N 712-05 сообщило Сельскому поселению о том, что подтвердить наличие оснований для принятия решения о передаче спорного земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ не представляется возможным. Согласно полученным сведениям из государственного кадастра недвижимости границы испрашиваемого земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В силу статьи 39.31 и пункта 3 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому в адрес Теруправления главой муниципального образования. К заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка.
Считая, что Теруправление необоснованно уклоняется от передачи Сельскому поселению земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 Кодекса лиц. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц, в частности, в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
В силу пункта 1 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка, в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.31 ЗК РФ в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 39.31 названного Кодекса не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 5 статьи 39.31 ЗК РФ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Как установил суд первой инстанции, информация о расположении спорного земельного участка является общедоступной, размещена в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Генеральный план сельского поселения и Правила землепользования и застройки сельского поселения утверждены решениями Совета депутатов соответственно от 20.06.2011 N 131 и от 27.12.2013 N 26. Указанные документы размещены на официальном сайте администрации Сельского поселения и также являются общедоступными.
В соответствии с заключением кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Тверское БТИ" Гуськова М.В. от 15.09.2016 земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000026:291 находится в границах Сельского поселения, в отношении данной территории разработан и утвержден генеральный план Сельского поселения решением Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области от 10.06.2011 N 131.
Объективных доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель не представил документы в отношении земельного участка, земельный участок не сформирован, имеются пересечения, в материалах дела не имеется, Теруправлением в порядке статьи 65 АПК РФ в суд не представлено.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости 02.06.2007, ему присвоен кадастровый номер, поставлен на учет. Более того, спорный земельный участок как самостоятельный объект недвижимости является объектом права (аренды, собственности) с конкретным описанием местоположения, категории земель, видом разрешенного использования, что послужило основанием в 2014 году зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Поэтому с учетом требований пункта 2 статьи 39.31 ЗК РФ у Теруправления отсутствуют правовые основания требовать представления проекта межевания территории или схему расположения земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку действия Теруправления, выразившиеся в уклонении от передачи сельскому поселению спорного земельного участка, противоречат ЗК РФ, оснований для отказа в удовлетворении заявления не имеется.
Основания не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции отсутствуют.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 сентября 2016 года по делу N А66-4888/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4888/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2017 г. N Ф07-1388/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЭММАУССКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "КВАДРО", ФГБНУ ВНИИМЗ