12 апреля 2017 г. |
Дело N А21-10473/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 05.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2016 (судья Талалас Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 (судьи Колосова Ж.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А21-10473/2015,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 02.10.2015 N И-КТИ-08/24234 отказа администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790 (далее - Администрация), об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 2800 кв.м, расположенного по адресу: Калининград, ул. Каштановая аллея, и об обязании Администрации в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об утверждении схемы расположения данного земельного участка.
Решением от 30.06.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права и на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает подаватель жалобы, на момент обращения Управления Росимущества с заявлением от 08.09.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не был утвержден проект планировки территории с проектом межевания, а оспариваемый отказ вынесен до его утверждения; проект планировки территории с проектом межевания в его составе утвержден в нарушении Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" без учета прав собственников объектов капитального строительства, поскольку в соответствии с данным проектом границы земельного участка пересекают существующий фундамент объекта недвижимости, относящегося к федеральной собственности, и отсутствует доступ к участку с земель общего пользования.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в собственности Российской Федерации находятся 3 объекта незавершенного строительства площадью застройки 1000 кв.м, степенью готовности 8% с кадастровыми номерами 39:15:121032:70, 39:15:121032:71, 39:15:121032:72, расположенные по адресу: Калининград, ул. Каштановая аллея, д. 181, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от 24.08.2015.
Право федеральной собственности на данные объекты возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В целях формирования земельного участка под объектами недвижимости, относящимися к федеральной собственности, Управление Росимущества, ссылаясь на положения статей 11.10, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обратилось в Администрацию с заявлением от 08.09.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м на кадастровом плане территории по адресу: Калининград, ул. Каштановая аллея.
В письме от 02.10.2015 N И-КТИ-08/24234 Администрация, ссылаясь на положения подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, сообщила заявителю об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. При этом Администрация указала, что во исполнение постановления Администрации от 07.08.2014 N 1200 "О разработке проекта планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Ломоносова - Советский пр. - ул. Маршала Борзова в Центральном районе" и в соответствии со статьями 46, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьями 26, 30 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 29.06.2009 N 146, практически завершены работы по разработке проектной документации и проводятся мероприятия по утверждению проекта планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Ломоносова - Советский пр. - ул. Маршала Борзова в Центральном районе, а также уведомила о проведении 06.10.2015 публичных слушаний по рассмотрению данного проекта и о возможности обращения заявителя за проведением кадастровых работ по образованию земельного участка после утверждения проектной документации. В данном письме Администрация также указала на то, что представленные Управлением Росимущества документы на объекты незавершенного строительства направлены в адрес разработчика проектной документации по планировке территории.
Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что данный отказ Администрации является незаконным и создает препятствия в формировании земельного участка под объектами федеральной собственности.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела и руководствуясь статьями 11.2, 11.9, 11.10 ЗК РФ, статьями 41, 45, 46 ГрК РФ, правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 18.06.2013 N 136/13, пришли к выводу, что удовлетворение заявления Управления Росимущества не приведет к восстановлению его нарушенных прав, поскольку до обращения в суд с настоящими требованиями постановлением Администрации от 11.12.2015 N 2072 был утвержден проект планировки территории.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В силу положений статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации акты государственных органов и органов местного самоуправления являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка дан в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено испрашиваемой схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с положениями статей 41, части 9 статьи 42, частей 3 и 4 статьи 43 ГрК РФ границы земельного участка могут быть сформированы только в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания территории, поскольку в соответствии с указанными правовыми нормами подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков.
Как установлено судами и следует из материалов дела, до обращения Управления Росимущества в суд с настоящими требованиями постановлением Администрации от 11.12.2015 N 2072 был утвержден проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Ломоносова - Советский пр. - ул. Маршала Борзова в Центральном районе, в границах которой расположен испрашиваемый Управлением Росимущества земельный участок площадью 2800 кв.м.
Поскольку в соответствии с положениями статьи 11.3, подпункта 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ образование земельных участков в соответствии со схемой расположения земельного участка допускается лишь в случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории, из которой предполагается образовать земельный участок, то в данном случае независимо от содержания градостроительной документации и утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории не имеется оснований для утверждения схемы расположения испрашиваемого Управлением Росимущества земельного участка, а также для возложения на Администрацию обязанности утвердить такую схему.
В силу части 1 статьи 2 АПК РФ задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. При этом обращение в суд должно иметь целью восстановление нарушенных прав.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок находится на территории, в отношении которой Постановлением N 2072 утвержден проект планировки территории, в связи с этим суды пришли к правильному выводу, что в рассматриваемом случае удовлетворение требования заявителя не приведет к восстановлению нарушенного (или преполагаемого) права, и, значит, обращение с указанными требованиями противоречит смыслу судебной защиты и ее основной цели - восстановлению нарушенного права.
Довод жалобы о том, что проект планировки территории с проектом межевания в его составе утвержден в нарушении пункта 5 статьи 13 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", а именно, без учета прав собственников объектов капитального строительства, отклоняется кассационной инстанцией, поскольку законность проекта планировки территории с проектом межевания в его составе Управление Росимущества в установленном порядке не оспаривало и не обращалось с заявлением о внесении изменений в утвержденный проект. В данном случае заявитель вправе избрать иной способ защиты права и обратиться в суд с соответствующими требованиями.
Иные доводы кассационной жалобы не влияют на правильность выводов судов об отказе в удовлетворении заявленных требований и не являются основанием для удовлетворения жалобы.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 по делу N А21-10473/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.