Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2017 г. N Ф07-1928/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2016 г. |
Дело N А21-10473/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткаченко Я.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22864/2016) Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2016 по делу N А21-10473/2015 (судья Е.А. Талалас), принятое
по заявлению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
к Администрации ГО "Город Калининград"
о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, об обязании принять решение о согласовании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Территориальное управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявление к Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным и несоответствующим статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации отказа Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженного в письме вх. ТУ N 7762 от 09.10.2015 и обязании администрацию принять решение о согласовании представленной схемы.
Решением от 30.06.2016 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Территориальное управление не согласилось с вынесенным решением, считая его незаконным и необоснованным, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявление.
По мнению подателя жалобы, схема расположения земельного участка с учетом утвержденного проекта планировки территории противоречит положениям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Правилам землепользования и застройки городского округа "Город Калининград".
Заявитель указал при этом, что к образуемому земельному участку отсутствует возможность прохода и проезда, образуемый земельный участок не граничит с землями общего пользования, в связи с чем, Территориальное управление не сможет сформировать земельный участок под объектами федеральной собственности, осуществить постановку на государственный кадастровый учет.
Кроме того, Территориальное управление ссылалось на то, что на момент обращения к Администрации 08.09.2015 проект планировки территории утвержден не был, таким образом, оснований для отказа в согласовании схемы, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, у Администрации не имелось, тогда как отказ Администрации создает препятствие в использовании объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 08.09.2015 Территориальное управление обратилось в Администрацию с заявлением исх. N 3889 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 2 800 кв.м, местоположение: г. Калининград, ул. Каштановая аллея, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
При обращениях в администрацию Территориальное управление представило подготовленную по его заданию кадастровым инженером схему расположения земельного участка и три свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на три незавершенных строительством объекта (степень готовности 8%), в том числе свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 24.08.2015 на три объекта незавершенного строительства, степенью готовности 8%, расположенных по адресу: г. Калининград, ул. Каштановая аллея, 181.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Ломоносова - просп. Советский - ул. Маршала Борзова в Центральном районе был разработан во исполнение Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 07.08.2014 N 1200.
Письмом N и-кти-08/24234 от 12.10.2015 Администрация сообщила заявителю о завершении мероприятий по разработке проектной документации в границах ул. Ломоносова - просп. Советский - ул. Маршала Борзова в Центральном районе, которая размещена на официальном сайте, проведении публичных слушаний 06.10.2015 и возможности обращения заявителя после утверждения проектной документации за проведением кадастровых работ по образованию земельного участка. Кроме того, заявитель был поставлен в известность о направлении предоставленных им документов на объекты незавершенного строительства разработчику проекта планировки территории.
Заявитель, полагая отказ в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным, обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, применив нормы материального и процессуального права, отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, истец (заявитель), обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено. Ненадлежащий способ судебной защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконными актов (действий, бездействия) администрации является одновременное несоответствие этих актов (действия, бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми актами (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованиям.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из содержания пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункта 4.1.19 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, Территориальный орган Росимущества закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений, также уполномочен принимать решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории; в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок подготовки документации по планировке территории установлен статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (п. 5). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (п. 10). Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (п. 14).
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной указанным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (части 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 136/13 от 18.06.2013 следует, что правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Как следует из материалов дела испрашиваемый земельный участок по ул. Каштановая аллея, площадью 2800 кв.м, расположен в границах территории проекта планировки с проектом межевания в его составе по ул. Ломоносова - просп. Советский - ул. Маршала Борзова в Центральном районе
Между тем, проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Ломоносова - просп. Советский - ул. Маршала Борзова в Центральном районе был утвержден Постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 11.12.2015 N 2072, тогда как с заявлением в суд Росимущество обратилось 29.12.2015, то есть после утверждения указанного проекта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения заявления, в том числе и ввиду наличия, утвержденного на дату рассмотрения дела проекта планировки.
Доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2016 по делу N А21-10473/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ж.В. Колосова |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10473/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2017 г. N Ф07-1928/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по КО
Ответчик: Администрация ГО "Город Калининград"
Третье лицо: Комитет архитектуры и строительства Администрации ГО "Город Калининград"