21 апреля 2017 г. |
Дело N А56-8834/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.04.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Подвального И.О.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт - Петербурга Авдеевой О.М. (доверенность от 10.03.2017) и Курец Л.В.
(доверенность от 10.01.2017),
рассмотрев 20.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Дом со львами" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2016 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-8834/2016,
установил:
Товарищество собственников жилья "Дом со львами", место нахождения: 198217, Санкт - Петербург, улица Танкиста Хрустицкого, дом 62, ОГРН 1027802769807 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт - Петербурга (далее - Инспекция) от 30.10.2015 N 10/14-р/п.
Решением суда первой инстанции от 16.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.12.2016, в удовлетворении заявленных требований Товариществу отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представители Инспекции, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просили в удовлетворении жалобы Товарищества отказать.
Товарищество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Инспекция на основания распоряжения от 28.09.2015 N 10/14-р/п в отношении Товарищества провела проверку с целью соответствия устава Товарищества законодательству Российской Федерации.
В ходе проверки были выявлены и в акте от 30.10.2015 зафиксированы нарушения.
Инспекцией 30.10.2015 Товариществу было выдано предписание N 10/14-р/п.
В данном предписании указано, что Товариществу в срок до 30.04.2016 необходимо устранить следующие нарушения:
1. пункт 8.8 Устава в части: "Общее собрание правомочно (имеет кворум), если на нем присутствуют более половины членов Товарищества или их представителей" - противоречит требованиям части 3 статьи 146 Жилищного кодекса Россикйой Федерации (далее - ЖК РФ);
2. пункт 8.9 Устава: "Общее собрание ведет Председатель правления или его заместитель. В случае их отсутствия Общее собрание ведет один из членов правления. В случае отсутствия членов Правления на Общем собрании председательствующий может быть избран из числа членов Товарищества" - требованиям части 5 статьи 146 ЖК РФ;
3. пункт 8.10.12 Устава в части: "К исключительной компетенции Общего собрания Товарищества относится принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме" - требованиям части 4 статьи 36 ЖК РФ;
4. пункт 8.10.13 Устава в части: "К исключительной компетенции Общего собрания Товарищества относится принятие решений о приобретении, строительстве, реконструкции, в том числе с расширением (надстройкой), возведении хозяйственных построек и других сооружений, ремонте недвижимого имущества" - требованиям пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ;
5. пункт 8.10.14 Устава в части: "К исключительной компетенции Общего собрания Товарищества относится введение ограничений на использование общего имущества" - требованиям пункту 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ;
6. пункт 8.13 Устава в части: "Решение общего собрания может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия членов для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование), путем проведения заочного голосования..." - требованиям части 1 статьи 47 ЖК РФ;
7. пункт 9.5.2 Устава "Заседание Правления Товарищества признается правомочным (имеется кворум), если в таком заседании принимает участие большинство членов Правления Товарищества" - требованиям части 6 статьи 147 ЖК РФ;
8. пункт 9.5.8 Устава в части: "Протокол заседания правления товарищества подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола" - требованиям части 6 статьи 147 ЖК РФ;
9. пункт 11.1 Устава: "Исполнительный директор Товарищества действует на основании и пределах имеющихся полномочий в доверенности, выдаваемой Председателем Правления Товарищества" - требованиям статьи 144 ЖК РФ и части 1 статьи 149 ЖК РФ;
10. пункт 14.3 Устава: "Ревизионная комиссия (ревизор) Товарищества:
- проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;
- представляет общему собранию членов Товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год Товарищества и отчет о финансовой деятельности и размере обязательных платежей и взносов;
- отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности необходимо дополнить частью 3 статьи 150 ЖК РФ.
Товарищество не согласилось с выданным предписанием и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, исходя из того, что требования, изложенные в предписании, соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и к исполнению обязательны Товариществом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них какие-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление, и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами установленных жилищным законодательством.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849 утверждено "Положение о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга" (далее - Положение N 1849).
В соответствии с Положением N 1849 Инспекция является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В рассматриваемом случае судами установлено, что предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции.
Пунктом 2 части 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление товариществом собственников жилья либо жилищным
Согласно пункту 1 части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции.
В силу части 3 статьи 146 ЖК РФ правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества (часть 5 статьи 146 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусмотрена компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по принятию решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирного дома, об использовании фонда капитального ремонта.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 47 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
В силу части 6 статьи 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества.
Согласно пункту 2 статьи 123.14 Гражданского кодекса Российской Федерации в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144 ЖК РФ).
В силу пункта 2 части 3 статьи 150 ЖК РФ ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов.
В данном случае судами установлено, что указания в Уставе о законности собрания при наличии достигнутого количественного состава членов ТСЖ - "более половины членов ТСЖ или их представителей"; о возложении обязанности по ведению собрания на членов ТСЖ; о том, что к исключительной компетенции общего собрания Товарищества относится принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме, принятие решений о приобретении, строительстве, реконструкции, в том числе с расширением (надстройкой), возведении хозяйственных построек и других сооружений, ремонте недвижимого имущества, введение ограничений на использование общего имущества; о принятии решения общим собранием без проведения собрания (совместного присутствия членов для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование), путем проведения заочного голосования; о признании правомочным (имеется кворум) заседание правления Товарищества, если в таком заседании принимает участие большинство членов правления Товарищества; исполнительный директор Товарищества действует на основании и пределах имеющихся полномочий в доверенности, выдаваемой Председателем Правления Товарищества, не соответствуют вышеупомянутым нормам Жилищного законодательства Российской Федерации.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали Товариществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о том, что законодательно не предусмотрено внесение изменений в Устав отклоняется судом кассационной инстанции.
В данном случае обязанность по утверждению устава Товарищества в новой редакции закреплена в пункте 1 части 2 статьи 45 ЖК РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 по делу N А56-8834/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Дом со львами" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.