27 апреля 2017 г. |
Дело N А05-5972/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Александровой Е.Н., Алешкевича О.А.,
рассмотрев 20.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.09.2016 (судья Болотов Б.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 (судьи Докшина А.Ю., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А05-5972/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северный край", место нахождения: 164637, Архангельская область, Пинежский р-н, п. Сосновка, ул. Набережная, д. 4, ОГРН 1032902031029, ИНН 2919005619 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании постановления администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, ОГРН 1022901495143, ИНН 2921001682; далее - Администрация) от 18.02.2016 N 110 "О переводе Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности" недействительным в части абзаца второго пункта 5, пункта 6 в части, относящейся к заявителю.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Приморское" (место нахождения: 163523, Архангельская область, Приморский р-н, дер. Рикасиха, д. 62; ОГРН 1052930018756, ИНН 2921009473; далее - администрация МО "Приморское"), общество с ограниченной ответственностью "Ремэнерго" (место нахождения: 163530, Архангельская область, Приморский р-н, пос. Талаги, д. 21, к. 1; ОГРН 1102902002466, ИНН 2902066652; далее - ООО "Ремэнерго"), общество с ограниченной ответственностью "Водоресурс" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 63, оф. 34; ОГРН 1142901008513, ИНН 2901250377; далее - ООО "Водоресурс").
Решением суда первой инстанции от 23.09.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2016, постановление Администрации от 18.02.2016 N 110 признано недействительным в части абзаца второго пункта 5, пункта 6 в части, относящейся к заявителю, в части принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в виде приостановления деятельности Общества и передаче его объектов с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО "Ремэнерго" без указания сроков их реализации.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Северный край" и взыскал с Администрации в пользу Общества 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Податель жалобы не согласен с позицией судов, касающейся выводов относительно неправомерности принятия Администрацией дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций без указания сроков их реализации.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, главой Администрации принято постановление от 18.02.2016 N 110 "О переводе Приморского муниципального районного звена Архангельской области подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности".
Согласно названному постановлению, с 09:00 часов 18.02.2016 органы управления, силы и средства Приморского муниципального района звена Архангельской территориальной подсистемы Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера переведены в Режим повышенной готовности.
В пункте 2 постановления указано, что зоной режима повышенной готовности определена граница территории деревни Рикасиха и объекты централизованной системы водоотведения и водоснабжения ООО "Водоресурс", Общества, общества с ограниченной ответственностью "Призма" (далее - ООО "Призма").
В абзаце втором пункта 5 этого постановления указано о приостановлении деятельности Общества на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения, переданных по договорам аренды от 01.03.2015 N 1 объектов коммунальной инфраструктуры в деревне Рикасиха Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности муниципального образования "Приморское" Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям муниципального образования "Приморское".
В пункте 6 названного постановления определено рекомендовать главе МО "Приморское" создать комиссии по инвентаризации имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), принадлежащих на праве собственности ООО "Водоресурс", и передать эти объекты с целью последующей эксплуатации от ООО "Водоресурс" к ООО "Ремэнерго", по инвентаризации имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), переданного по договору аренды Общества, и передать эти объекты с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО "Ремэнерго", по инвентаризации имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), переданного по договору аренды ООО "Призма", и передать эти объекты с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО "Ремэнерго".
Из оспариваемого постановления следует, что режим повышенной готовности введен в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с невозможностью исполнения ООО "Водоресурс" обязанностей по подготовке и очистке сточных вод в деревне Рикасиха и Обществом - обязанностей по водоснабжению и водоотведению в деревне Рикасиха, недопущения нарушений нормальных условий жизни и деятельности людей, и во исполнение решения Приморского районного суда Архангельской области от 31.07.2015 года о возложении на администрацию МО "Приморское" обязанности организовать круглосуточное бесперебойное водоснабжение.
Не согласившись с постановлением Администрации от 18.02.2016 N 110 в части абзаца второго пункта 5, пункта 6 в части, относящейся к заявителю, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявление.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом из содержания статей 65 и 200 АПК РФ следует, что обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21 части 1).
Подпунктом "и" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закона N 68-ФЗ) установлено право органов местного самоуправления самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 1 Закона N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией поднимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Пунктом 10 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ определено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Как установлено пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Следовательно, при возникновении на территории муниципального образования чрезвычайной ситуации или возникновения угрозы чрезвычайной ситуации, органы местного самоуправления вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также самостоятельно организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на ликвидацию возникшей чрезвычайной ситуации, в том числе приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, определять порядок использования иного имущества организаций.
При этом перечень дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является исчерпывающим.
Реализация органами местного самоуправления указанных полномочий, в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, может осуществляться в том числе посредством принятия соответствующих муниципальных правовых актов.
Как установлено судами, согласно статье 19 Закона Архангельской области от 03.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ статусом муниципального района наделяется Приморский район (административный центр - город Архангельск); в состав Приморского муниципального района входят сельские поселения; статусом сельского поселения наделено муниципальное образование "Приморское" (административный центр - деревня Рикасиха).
В указанном административном центре сельского поселения имеется централизованная система водоснабжения и водоотведения, в которой технологически присоединены водозабор, фильтрационная станция (водоочистные сооружения) и водопроводные сети.
В соответствии с договором аренды от 01.03.2015 N 1 (с учетом дополнительного соглашения от 01.04.2015 N 1) администрация МО "Приморское" передала, а ООО "Северный край" приняло во временное владение и пользование объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе водопроводные сети с кадастровым номером 29:16:191801:1178, для использования в производственных целях по оказанию потребителям МО "Приморское" услуг по водоснабжению, водоотведению в деревне Рикасиха Приморского района Архангельской области.
Постановлением администрации МО "Приморское" от 30.04.2015 N 27 статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах МО "Приморское" наделено ООО "Северный край".
ООО "Северный край" и ООО "Водоресурс" с разногласиями подписан договор по водоподготовке от 10.04.2015.
Процесс водоподготовки и водоочистки в период март - сентябрь 2015 года осуществляло ООО "Водоресурс", что следует из судебных актов по делам N А05-4970/2015, А05-7521/2015, А05-10122/2015, А05-3978/2016, А05-13358/2015, А05-4752/2015, А05-8301/2015, А05-15037/2015, А05-13359/2015.
Решением Приморского районного суда Архангельской области от 31 июля 2015 года по делу N 2-1045/2015, принятым по иску заместителя Приморского межрайонного прокурора, признано незаконным бездействие администрации МО "Приморское", выразившееся в непринятии в период с 12.05.2015 по 26.06.2015 действий по надлежащей организации круглосуточного бесперебойного централизованного водоснабжения деревни Рикасиха Приморского района, а также не передаче прав на водопровод с кадастровым номером 29:16:191801:440, непринятия мер к заключению договора с ООО "Водоресурс", к объектам водоснабжения которого присоединен данный водопровод.
Как установлено названным решением суда, на территории деревни Рикасиха МО "Приморское" имеется централизованная система водоснабжения, в которой технологически присоединены водозабор, фильтрационная станция (водоочистные сооружения) и водопроводные сети. Водопроводные сети являются собственностью муниципального образования "Приморское". Фильтрационная станция находится в общей долевой собственности ООО "Водоресурс" и ООО "Призма", водозабор находится в собственности ООО "Водоресурс", эксплуатацию данных объектов осуществляет ООО "Водоресурс".
Часть водопроводных сетей (водопровод с кадастровым номером 29:16:191801:440 протяженностью 757 м) на момент принятия указанного судебного акта не передана администрацией МО "Приморское" в пользование какой-либо обслуживающей организации. Данный водопровод связывает между собой фильтрационную станцию, находящуюся в собственности ООО "Водоресурс", и водопроводные сети, переданные в аренду ООО "Северный край". Подача воды от фильтрационной станции в водопроводную сеть, обслуживаемую ООО "Северный край", минуя данный водопровод, технически невозможна.
В рамках указанного дела суд общей юрисдикции с учетом всех обстоятельств пришел к выводу об отсутствии у ООО "Водоресурс" и ООО "Северный край" реальной возможности предоставить услуги по водоподготовке в связи с отсутствием надлежащей организации водоснабжения со стороны администрации МО "Приморское".
Названным решением суд обязал администрацию МО "Приморское" организовать надлежащее круглосуточное бесперебойное водоснабжение деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области, а также организовать передачу прав на водопровод с кадастровым номером 29:16:191:801:440 для его дальнейшей эксплуатации.
Как установлено судами на основании материалов дела, данные обстоятельства, а именно угроза возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с некачественной подачей воды в централизованные водопроводные сети и с возможным отключением водоснабжения в деревни Рикасиха, послужили основанием для перевода постановлением администрации МО "Приморское" от 31.07.2015 N 50 с 00.00 01.08.2015 Приморского поселенческого звена Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности.
Постановлением администрации МО "Приморское" от 10.08.2015 N 52 режим повышенной готовности на территории деревни Рикасиха продлен.
Постановлением администрации МО "Приморское" от 25.09.2015 N 66 в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подачей некачественной воды в централизованные водопроводные сети деревни Рикасиха с 17.00 25.09.2015 Приморское поселенческое звено Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации переведено в режим повышенной готовности.
Постановлением администрации МО "Приморское" от 29.09.2015 N 67 с 09.00 29.09.2015 введен режим повышенной готовности (местного характера) функционирования поселенческого звена Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации МО "Приморское" от 15.10.2015 N 77 в постановление от 29.09.2015 N 67 внесены изменения:
- установлена зона режима повышенной готовности - граница территории деревня Рикасиха, а именно границы объектов водоотведения и водоснабжения ООО "Водоресурс" и границы объектов водоотведения и водоснабжения, арендуемых ООО "Северный край";
- деятельность ООО "Северный край" на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения, переданных по договору аренды от 01.03.2015 N 1 объектов коммунальной инфраструктуры в деревне Рикасиха Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности МО "Приморское" Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям муниципального образования "Приморское", приостановлена;
- создана комиссия по инвентаризации имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), переданного по договору аренды ООО "Северный край", и передачи с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО "Ремэнерго".
Постановлением администрации МО "Приморское" от 15.10.2015 N 80 статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах деревни Рикасиха МО "Приморское" наделено ООО "Ремэнерго".
Поскольку с 09.12.2015 в связи с изменением законодательства Российской Федерации органы сельского поселения МО "Приморское" не наделены полномочиями по организации мероприятий по защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией МО "Приморское" и администрацией МО "Приморский муниципальный район" приняты следующие постановления:
- постановление администрации МО "Приморское" от 18.02.2016 N 8 признано утратившим силу постановление от 29.09.2015 N 67 "О введении режима повышенной готовности на территории муниципального образования "Приморское" и дополнительных мерах по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций" (в редакциях постановлений от 15.10.2015 N 77, от 25.12.2015 N 103, от 22.01.2016 N 2);
- частично оспариваемое Обществом в рамках настоящего дела постановление администрации от 18.02.2016 N 110 "О переводе Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности".
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о том, что на спорной территории длительное время и систематически складывалась ситуация при которой нарушался режим поставки питьевой воды, отсутствовала возможность водоподготовки, а также контроля качества питьевой воды, что свидетельствует о наличии риска возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости принятия комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Приняв во внимание изложенные выше обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что в силу положений подпункта "в" пункта 10 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) у администрации МО "Приморское" имелись основания для принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в виде определения порядка использования имущества, находящегося в собственности администрации и переданного в аренду ООО "Северный край".
Вместе с тем суды пришли к выводу о том, что администрация МО "Приморский муниципальный район" в абзаце втором пункта 5, в пункте 6 оспариваемого постановления в части, относящейся к заявителю, неправомерно приняла дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций без указания сроков их реализации.
Суд кассационной инстанции считает названный вывод правильным и обоснованным в связи со следующим.
Как установлено статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом "б" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" допускается установление отдельных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, к которым относятся в том числе и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Такие ограничения в соответствии с названным Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях устанавливаются путем введения чрезвычайного положения, являющегося временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определены Законом N 68-ФЗ, действие которого распространяется и на отношения, возникающие в процессе определения правовой формы ограничения прав граждан в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также наделения соответствующих органов государственной власти полномочиями по данным вопросам.
Соответствующие полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций указаны в главе II Закона N 68-ФЗ.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены статьей 11 указанного Федерального закона.
Правовая природа любого режима ограничения прав и свобод, связанного с чрезвычайными ситуациями, может носить только временный характер и не может вводиться без ограничения периода действия, без законодательно определенной процедуры ее введения и отмены уполномоченным органом государственной власти в соответствии с нормами федерального закона, иное означало бы фактическую отмену установленных в Российской Федерации гарантий прав и свобод на территории указанных местностей.
Частью 1 статьи 9 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ предусмотрено, что срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток. По истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.
Суды двух инстанций обоснованно исходили из того, что в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 22.01.2013 N 33 (далее - Порядок N 33), решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должно содержать сведения о сроках, на которые реализуются или к которым должны быть реализованы дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в виде приостановления деятельности ООО "Северный край" и передаче его объектов с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО "Ремэнерго" без указания сроков их реализации не соответствует Закону N 68-ФЗ, Порядку N 33 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, как арендатора имущества.
Как правильно указали суды, в данном случае отсутствие сроков реализации рассматриваемых дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций фактически устанавливает неограниченную возможность использования чужого имущества, противоречит установленному статьей 41.1 Закона N 416-ФЗ требованию передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с соблюдением гражданского и антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что приостановление деятельности заявителя не затрагивает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности получили надлежащую правовую оценку в судах первой и апелляционной инстанций.
Выводы судов соответствуют материалам дела и установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для иной оценки выводов судов и отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.09.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 по делу N А05-5972/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.