Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2017 г. N Ф07-2792/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А05-5972/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Гарифуллиной Э.Р. по доверенности от 24.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2016 года по делу N А05-5972/2016 (судья Болотов Б.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северный край" (ОГРН 1032902031029, ИНН 2919005619; место нахождения: 164637, Архангельская область, Пинежский район, поселок Сосновка, улица Набережная, дом 4; далее - ООО "Северный край", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" (ОГРН 1022901495143, ИНН 2921001682; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 30; далее - администрация МО "Приморский муниципальный район", администрация) о признании постановления от 18.02.2016 N 110 "О переводе Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности" недействительным в части абзаца второго пункта 5, пункта 6 в части, относящейся к заявителю.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Приморское" (ОГРН 1052930018756, ИНН 2921009473; место нахождения: 163523, Архангельская область, Приморский район, деревня Рикасиха, дом 62; далее - администрация МО "Приморское"), общество с ограниченной ответственностью "Ремэнерго" (ОГРН 1102902002466, ИНН 2902066652; место нахождения: 163530, Архангельская область, Приморский район, поселок Талаги, дом 21, корпус 1; далее - ООО "Ремэнерго"), общество с ограниченной ответственностью "Водоресурс" (ОГРН 1142901008513, ИНН 2901250377; место нахождения:163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 63, офис 34; далее - ООО "Водоресурс").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2016 года постановление администрации от 18.02.2016 N 110 признано недействительным в части абзаца второго пункта 5, пункта 6 в части, относящейся к заявителю, в части принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в виде приостановления деятельности ООО "Северный край" и передаче его объектов с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО "Ремэнерго" без указания сроков их реализации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела. Указывает на то, что судом первой инстанции не исследован вопрос о правомерности действий комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Приморского района (далее - комиссия) и принятия этой комиссией решения от 17.02.2016 "О предупреждении и ликвидации чрезвычайной ситуации", повлекшее принятие оспариваемого постановления. Считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт принят в целях защиты публичных, общих интересов, определенные ограничения для ООО "Северный край" введены в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и направлены на ее ликвидацию. Полагает, что приостановление деятельности ООО "Северный край" не затрагивает права и законные интересы данного общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на него каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий для его деятельности.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, уточнил, что обжалует решение суда первой инстанции только в части удовлетворения требований общества.
Общество и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили. Возражений относительно частичного отказа в удовлетворении требований от общества и третьих лиц не поступило.
Заявитель, третьи лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения суда, касающаяся удовлетворения заявленных требований, и при этом лица, участвующие в деле, не заявили иных возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой ответчиком части.
Заслушав пояснения представителя администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, главой администрации МО "Приморский муниципальный район" принято постановление от 18.02.2016 N 110 "О переводе Приморского муниципального районного звена Архангельской области подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности" (том 2, листы 39 - 42).
Согласно названному постановлению с 09:00 часов 18.02.2016 органы управления, силы и средства Приморского муниципального района звена Архангельской территориальной подсистемы Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера в переведены в Режим повышенной готовности.
В пункте 2 постановления указано, что зоной режима повышенной готовности определена граница территории деревни Рикасиха и объекты централизованной системы водоотведения и водоснабжения ООО "Водоресурс", ООО "Северный край", общества с ограниченной ответственностью "Призма" (далее - ООО "Призма").
В абзаце втором пункта 5 этого постановления указано о приостановлении деятельности ООО "Северный край" на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения, переданных по договорам аренды от 01.03.2015 N 1 объектов коммунальной инфраструктуры в деревне Рикасиха Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности муниципального образования "Приморское" Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям муниципального образования "Приморское"
В пункте 6 названного постановления определено рекомендовать главе МО "Приморское" создать комиссии по инвентаризации имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), принадлежащих на праве собственности ООО "Водоресурс", и передать эти объекты с целью последующей эксплуатации от ООО "Водоресурс" к ООО "Ремэнерго", по инвентаризации имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), переданного по договору аренды ООО "Северный край", и передать эти объекты с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО "Ремэнерго", по инвентаризации имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), переданного по договору аренды ООО "Призма", и передать эти объекты с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО "Ремэнерго".
Из оспариваемого постановления следует, что режим повышенной готовности введен в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с невозможностью исполнения ООО "Водоресурс" обязанностей по подготовке и очистке сточных вод в деревне Рикасиха и ООО "Северный край" обязанностей по водоснабжению и водоотведению в деревне Рикасиха, недопущения нарушений нормальных условий жизни и деятельности людей, и во исполнение решения Приморского районного суда Архангельской области от 31 июля 2015 года о возложении на администрацию МО "Приморское" обязанности организовать круглосуточное бесперебойное водоснабжение.
Не согласившись с постановлением администрации от 18.02.2016 N 110 в части абзаца второго пункта 5, пункта 6 в части, относящейся к заявителю, ООО "Северный край" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции признал недействительным постановление администрации от 18.02.2016 N 110 в части абзаца второго пункта 5, пункта 6 в части, относящейся к заявителю, в части принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в виде приостановления деятельности ООО "Северный край" и передаче его объектов с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО "Ремэнерго" без указания сроков их реализации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого действия (бездействия) закону и нарушения данным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21 части 1).
Подпунктом "и" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закона N 68-ФЗ) установлено право органов местного самоуправления самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 1 Закона N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией поднимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ определено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Таким образом, при возникновении на территории муниципального образования чрезвычайной ситуации или возникновения угрозы чрезвычайной ситуации, органы местного самоуправления вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также самостоятельно организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на ликвидацию возникшей чрезвычайной ситуации, в том числе приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, определять порядок использования иного имущества организаций.
При этом перечень дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является исчерпывающим.
Реализация органами местного самоуправления указанного полномочий, в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, может осуществляться в том числе посредством принятия соответствующих муниципальных правовых актов.
Судом первой инстанции установлено, что согласно статье 19 Закона Архангельской области от 03.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ статусом муниципального района наделяется Приморский район (административный центр - город Архангельск); в состав Приморского муниципального района входят сельские поселения; статусом сельского поселения наделено муниципальное образование "Приморское" (административный центр - деревня Рикасиха).
В указанном административном центре сельского поселения имеется централизованная система водоснабжения и водоотведения, в которой технологически присоединены водозабор, фильтрационная станция (водоочистные сооружения) и водопроводные сети.
Как усматривается в материалах дела, в соответствии с договором аренды от 01.03.2015 N 1 (с учетом дополнительного соглашения от 01.04.2015 N 1) администрация МО "Приморское" передала, а ООО "Северный край" приняло во временное владение и пользование объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе водопроводные сети с кадастровым номером 29:16:191801:1178, для использования в производственных целях по оказанию потребителям МО "Приморское" услуг по водоснабжению, водоотведению в деревне Рикасиха Приморского района Архангельской области.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.09.2013 протяженность данных сетей составляет 1919 м.
Между фильтрационной станцией и арендованными заявителем сетями имеются сети протяженностью 757 п.м, являющиеся собственностью администрации района и переданные в аренду администрации поселения.
Постановлением администрации МО "Приморское" от 30.04.2015 N 27 статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах МО "Приморское" наделено ООО "Северный край".
ООО "Северный край" и ООО "Водоресурс" с разногласиями подписан договор по водоподготовке от 10.04.2015.
Процесс водоподготовки и водоочистки в период март-сентябрь 2015 года осуществляло ООО "Водоресурс", что следует из судебных актов по делам N А05-4970/2015, А05-7521/2015, А05-10122/2015, А05-3978/2016, А05-13358/2015, А05-4752/2015, А05-8301/2015, А05-15037/2015, А05-13359/2015.
Вместе с тем судом установлено и заявителем не оспаривается тот факт, что указанные процессы ООО "Водоресурс" осуществлялись со значительными нарушениями.
Решением Приморского районного суда Архангельской области от 31 июля 2015 года по делу N 2-1045/2015 (том 1, листы 84 - 85), принятым по иску заместителя Приморского межрайонного прокурора, признано незаконным бездействие администрации МО "Приморское", выразившееся в непринятии в период с 12.05.2015 по 26.06.2015 действий по надлежащей организации круглосуточного бесперебойного централизованного водоснабжения деревни Рикасиха Приморского района, а также не передаче прав на водопровод с кадастровым номером 29:16:191801:440, непринятия мер к заключению договора с ООО "Водоресурс", к объектам водоснабжения которого присоединен данный водопровод.
Названным решением суда общей юрисдикции установлено, что на территории деревни Рикасиха МО "Приморское" имеется централизованная система водоснабжения, в которой технологически присоединены водозабор, фильтрационная станция (водоочистные сооружения) и водопроводные сети. Водопроводные сети являются собственностью муниципального образования "Приморское". Фильтрационная станция находится в общей долевой собственности ООО "Водоресурс" и ООО "Призма", водозабор находится в собственности ООО "Водоресурс", эксплуатацию данных объектов осуществляет ООО "Водоресурс".
Часть водопроводных сетей (водопровод с кадастровым номером 29:16:191801:440 протяженностью 757 м) на момент принятия указанного судебного акта не передана администрацией МО "Приморское" в пользование какой-либо обслуживающей организации. Данный водопровод связывает между собой фильтрационную станцию, находящуюся в собственности ООО "Водоресурс", и водопроводные сети, переданные в аренду ООО "Северный край". Подача воды от фильтрационной станции в водопроводную сеть, обслуживаемую ООО "Северный край", минуя данный водопровод технически невозможна.
На основании изложенных обстоятельств в рамках указанного дела суд общей юрисдикции также пришел к выводу об отсутствии у ООО "Водоресурс" и ООО "Северный край" реальной возможности предоставить услуги по водоподготовке в связи с отсутствием надлежащей организации водоснабжения со стороны администрации МО "Приморское".
Названным решением суд обязал администрацию МО "Приморское" организовать надлежащее круглосуточное бесперебойное водоснабжение деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области, а также организовать передачу прав на водопровод с кадастровым номером 29:16:191:801:440 для его дальнейшей эксплуатации.
Судом в обжалуемом решении установлено, что данные обстоятельства, а именно угроза возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с некачественной подачей воды в централизованные водопроводные сети и с возможным отключением водоснабжения в деревни Рикасиха, послужили основанием для перевода постановлением администрации МО "Приморское" от 31.07.2015 N 50 с 00.00 01.08.2015 Приморского поселенческого звена Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности.
Постановлением администрации МО "Приморское" от 10.08.2015 N 52 режим повышенной готовности на территории деревни Рикасиха продлен.
Вместе с тем, несмотря на введение режима повышенной готовности на территории деревни Рикасиха ситуация с круглосуточным бесперебойным централизованным водоснабжением существенно не изменилась.
Наоборот, с сентября 2015 года ООО "Водоресурс" сообщало, что:
- светофильтр для фотометра КФК-2, без которого невозможно определить концентрацию коагулянта, применяемого для подготовки питьевой воды, вышел из строя, оно не в состоянии заменить данный светофильтр и требовало принять срочные меры (письмо от 01.09.2015);
- находится в ликвидации (публикация о ликвидации от 02.09.2015 в Вестнике государственной регистрации), в связи с этим по вопросам подготовки к отопительному сезону 2015-2016 годов следует обратиться к администрации района (письмо от 02.09.2015);
- администрации МО "Приморское" следует срочно остановить подачу сточных вод в канализационную трассу и насосную станцию перекачки сточных вод, затем откачать сточные воды, накопившиеся в ее смежной канализационной сети, для устранения аварии срочно погасить долги ООО "Северный край" (письмо от 07.09.2015).
Кроме того, судом установлено, что 17.09.2015 открытое акционерное общество "Архэнергосбыт" уведомило администрацию МО "Приморское" о введении ограничения электропотребления до уровня аварийной брони с 24.09.2015 и об одностороннем расторжении договора энергоснабжения с 30.09.2015 на объектах ООО "Водоресурс" из-за сформировавшейся задолженности за потребленную энергию (письмо администрации поселения в адрес ООО "Северный край" от 21.09.2015).
Постановлением администрации МО "Приморское" от 25.09.2015 N 66 в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подачей некачественной воды в централизованные водопроводные сети деревни Рикасиха с 17.00 25.09.2015 Приморское поселенческое звено Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации переведено в режим повышенной готовности.
Постановлением администрации МО "Приморское" от 29.09.2015 N 67 с 09.00 29.09.2015 введен режим повышенной готовности (местного характера) функционирования Поселенческого звена Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Зоной режима повышенной готовности следовало считать границу территории деревня Рикасиха и границы объектов водопотребления и водоснабжения ООО "Водоресурс".
Данным постановлением деятельность ООО "Водоресурс" на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения, находящихся в его собственности, приостановлена; создана комиссия по инвентаризации имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), принадлежащих на праве собственности ООО "Водоресурс", и передаче с целью последующей эксплуатации к ООО "Ремэнерго".
Постановлением администрации МО "Приморское" от 29.09.2015 N 69 ООО "Ремэнерго" также предписано заключить договоры по водоподготовке и очистке сточных вод с ООО "Северный край".
Постановлением администрации МО "Приморское" от 15.10.2015 N 77 в постановление от 29.09.2015 N 67 внесены изменения:
- установлена зона режима повышенной готовности - граница территории деревня Риксиха, а именно границы объектов водоотведения и водоснабжения ООО "Водоресурс" и границы объектов водоотведения и водоснабжения, арендуемых ООО "Северный край";
- деятельность ООО "Северный край" на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения, переданных по договору аренды от 01.03.2015 N 1 объектов коммунальной инфраструктуры в деревне Рикасиха Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности МО "Приморское" Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям муниципального образования "Приморское", приостановлена;
- создана комиссия по инвентаризации имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), переданного по договору аренды ООО "Северный край", и передачи с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО "Ремэнерго".
В последующем в постановление от 29.09.2015 N 67 администрацией МО "Приморское" вносились изменения, не относящиеся к ООО "Северный край".
Постановлением администрации МО "Приморское" от 15.10.2015 N 80 статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах деревни Рикасиха МО "Приморское" наделено ООО "Ремэнерго".
Поскольку с 09.12.2015 в связи с изменением законодательства Российской Федерации органы сельского поселения МО "Приморское" не наделены полномочиями по организации мероприятий по защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией МО "Приморское" и администрацией МО "Приморский муниципальный район" приняты следующие постановления:
- постановление администрации МО "Приморское" от 18.02.2016 N 8 признано утратившим силу постановление от 29.09.2015 N 67 "О введении режима повышенной готовности на территории муниципального образования "Приморское" и дополнительных мерах по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций" (в редакциях постановлений от 15.10.2015 N 77, от 25.12.2015 N 103, от 22.01.2016 N 2);
- частично оспариваемое обществом в рамках настоящего дела постановление администрации от 18.02.2016 N 110 "О переводе Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности".
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на спорной территории длительное время и систематически складывалась ситуация при которой нарушался режим поставки питьевой воды, отсутствовала возможность водоподготовки, а также контроля качества питьевой воды, что, по мнению суда, свидетельствует о наличии риска возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости принятия комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
При этом, как установлено судом, ни постановление администрации МО "Приморское" от 31.07.2015 N 50 "О введении режима повышенной готовности на территории муниципального образования "Приморское"", ни постановление от 10.08.2015 N 52 о его продлении, ни постановление администрации МО "Приморское" от 25.09.2015 N 66 "О введении режима повышенной готовности на территории муниципального образования "Приморское"", ни постановление администрации МО "Примосркое" от 29.09.2015 N 67 "О введении режима повышенной готовности на территории муниципального образования "Приморское" и дополнительных мерах по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" в соответствующей редакции, которым деятельность ООО "Водоресурс" на объекта централизованной системы водоснабжения и водоотведения, находящихся в его собственности, приостановлена, а имущество передано обществу "Ремэнерго", обществом в судебном порядке не оспаривались.
По основаниям, изложенным в обжалуемом решении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу положений подпункта "в" пункта 10 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) у администрации МО "Приморское" имелись основания для принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в виде определения порядка использования имущества, находящегося в собственности администрации и переданного в аренду ООО "Северный край".
При этом судом установлено, что в нарушение положений части 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ, предусматривающей, что именно на гарантирующей организации лежит обязанность обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации, ООО "Северный край" свои обязанности не выполняло как в период взаимоотношений с ООО "Водоресурс", так и в период взаимоотношений с ООО "Ремэнерго". Суд признал необоснованными доводы заявителя об отсутствии его вины в риске возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку, по мнению суда, ООО "Северный край", не исполняя свои обязательства гарантирующей организации, напрямую способствовало возникновению угрозы чрезвычайной ситуации.
Как указано судом, следствием указанных действий явилось ограничение (полное прекращение) водоснабжения и водоотведения населения и объектов социальной сферы, вынужденных принимать соответствующие меры (так, например, Детский сад деревни Рикасиха приостановил свое функционирование, муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Приморская СОШ" перешло на сокращенный учебный день (не более 3 часов)).
Данные выводы суда обществом не оспорены, в связи с чем, в силу положений части 5 статьи 268 АПК РФ, не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции.
Вместе с тем апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что администрация МО "Приморский муниципальный район" в абзаце втором пункта 5, в пункте 6 оспариваемого постановления в части, относящейся к заявителю, неправомерно приняла дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций без указания сроков их реализации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 71, пункт "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации; в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека и гражданина.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту "б" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" допускается установление отдельных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, к которым относятся в том числе и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
При этом такие ограничения в соответствии с названным Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях устанавливаются путем введения чрезвычайного положения, являющегося временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определены Законом N 68-ФЗ, действие которого распространяется и на отношения, возникающие в процессе определения правовой формы ограничения прав граждан в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также наделения соответствующих органов государственной власти полномочиями по данным вопросам.
В главе II Закона N 68-ФЗ предусмотрены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены в статье 11 указанного Федерального закона.
Правовая природа любого режима ограничения прав и свобод, связанного с чрезвычайными ситуациями, может носить только временный характер и не может вводиться без ограничения периода действия, без законодательно определенной процедуры ее введения и отмены уполномоченным органом государственной власти в соответствии с нормами федерального закона, иное означало бы фактическую отмену установленных в Российской Федерации гарантий прав и свобод на территории указанных местностей.
Так, в части 1 статьи 9 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ предусмотрено, что срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток. По истечении срока, указанного в части первой данной статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 22.01.2013 N 33 (далее - Порядок N 33), решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должно содержать сведения о сроках, на которые реализуются или к которым должны быть реализованы дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В данном случае администрация в абзаце втором пункта 5, в пункте 6 в части, относящейся к заявителю, приняла дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций без указания сроков их реализации.
Принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в виде приостановления деятельности ООО "Северный край" и передаче его объектов с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО "Ремэнерго" без указания сроков их реализации не соответствует Закону N 68-ФЗ, Порядку N 33 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, как арендатора имущества.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда о том, что отсутствие сроков реализации рассматриваемых дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций фактически устанавливает неограниченную возможность использования чужого имущества, противоречит установленному статьей 41.1 Закона N 416-ФЗ требованию передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с соблюдением гражданского и антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что приостановление деятельности заявителя не затрагивает права и законные интересы данного общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на него каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий для его деятельности, является ошибочным по вышеизложенным основаниям.
При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены судом в части.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Несогласие администрации с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные АПК РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда в обжалуемой части, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2016 года по делу N А05-5972/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5972/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2017 г. N Ф07-2792/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СЕВЕРНЫЙ КРАЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРИМОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"
Третье лицо: администрация муниципального образования "Приморское", ООО "ВОДОРЕСУРС", ООО "Ремэнерго", ООО Конкурсный управляющий Ляпунова Елена Владимировна ( "Водоресурс")