26 апреля 2017 г. |
Дело N А26-5581/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Константинова П.Ю., Шпачевой Т.В.,
при участии от акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" Зосим В.С. (доверенность от 25.12.2015 N 10 АА 0549743), от государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" Константинова О.Н. (доверенность от 01.01.2017 N 1), от публично-правового образования Республика Карелия в лице Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок Константинова О.Н. (доверенность от 31.03.2017 N 4/2017),
рассмотрев 24.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2016 (судья Михайлова А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 (судьи Тимухина И.А., Горбик В.М., Жиляева Е.В.) по делу N А26-5581/2015,
установил:
Унитарное муниципальное предприятие "Отдел архитектуры и градостроительства Прионежского района", место нахождения: 185509, Республика Карелия, Прионежский р-н, пос. Мелиоративный, Строительная ул., д. 6 "А", ОГРН 1021001119314, ИНН 1020004485 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети", замененному на акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети", место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 11-В, ОГРН 1141001014340, ИНН 1001291153 (далее - Общество), о взыскании 227 316 руб. 03 коп. задолженности по договору от 04.06.2010 N 160/2010 аренды транспортных средств за период с октября 2014 по февраль 2015 года и 3 360 015 руб. 19 коп. задолженности по договорам от 11.05.2012 N 1-19 аренды имущества за период с сентября 2014 по январь 2015 года.
Общество обратилось со встречным иском (с учетом уточнения) к Предприятию и Администрации Прионежского муниципального района (далее - Администрация) о взыскании 3 208 919 руб. 52 коп. неосновательного обогащения в виде затрат, понесенных на приобретение узлов учета тепловой энергии и электротельфера, которые установлены на имуществе, арендованном в рамках договоров аренды от 11.05.2012 N 1-19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - ОАО "ТГК N 1"), публично-правовое образование Республика Карелия в лице Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее - Комитет), государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (далее - ГУП РК "КарелКоммунЭнерго").
Решением от 22.06.2016 иск Предприятия удовлетворен, в удовлетворении встречного иска Общества отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения и постановления в части отказа в удовлетворении встречного иска, просит судебные акты в этой части отменить и встречный иск удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежаще извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключены идентичные по содержанию договоры от 11.05.2012 N 1-19 аренды муниципального имущества (комплексов котельных с тепловыми сетями и оборудованием), находящегося в хозяйственном ведении Предприятия, в целях обеспечения потребителей на территории Прионежского муниципального района услугами теплоснабжения.
Договоры аренды заключены сроком на 160 месяцев и вступают в силу с момента государственной регистрации. Договоры зарегистрированы в установленном порядке.
По актам приема-передачи от 24.05.2012 объекты аренды переданы в пользование арендатору.
Как указывает Общество, на основании положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) арендатор за свой счет обеспечил установку узлов учета тепловой энергии на источниках тепла (котельных) в Прионежском муниципальном районе. Кроме того, в одной из котельных Обществом установлено вспомогательное оборудование - электротельфер.
В соответствии с соглашениями от 11.05.2012 договоры аренды расторгнуты сторонами с 01.02.2015. Имущество передано по актам приема-передачи арендодателю.
С 01.06.2015 объекты теплоснабжения на территории Прионежского муниципального района переданы в аренду ОАО "ТГК N 1" по договору аренды имущества от 05.06.2015 N 3.
Впоследствии спорные объекты теплоснабжения (за исключением котельной в п. Вилга) на основании распоряжений Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 N 828р-П и от 18.04.2016 N 304р-П переданы в собственность Республике Карелия. Котельные с оборудованием и сетями изъяты из хозяйственного ведения Предприятия на основании распоряжения Комитета от 25.04.2016 N 262-р и закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП РК "КарелКоммунЭнерго".
Ссылаясь на отказ Предприятия и Администрации в возмещении стоимости установленного Обществом оборудования, последнее обратилось в арбитражный суд со встречным иском.
Суды отказали во встречном иске.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязанность возвратить неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) возникает у лица, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего).
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Статьей 2 Закона N 190-ФЗ определено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - это установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период с помощью приборов учета тепловой энергии или расчетным путем.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, потребляемые, энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила) узлы учета тепловой энергии воды на источниках теплоты; теплоэлектроцентралях, районных тепловых станциях, котельных и т.п. оборудуются на каждом из выводов. Узлы учета тепловой энергии оборудуются у границы раздела балансовой принадлежности трубопроводов в местах, максимально приближенных к головным задвижкам источника.
Согласно пункту 1.3 Правил расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил.
В случае, когда к магистрали, отходящей от источника теплоты, подключен единственный потребитель и магистраль находится на его балансе, по взаимному согласию сторон допускается ведение учета потребляемой тепловой энергии по приборам учета, установленным на узле источника теплоты.
Допуск в эксплуатацию узла учета источника теплоты осуществляется представителем Госэнергонадзора в присутствии представителей источника теплоты и тепловых сетей, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляется в трех экземплярах, один из которых получает представитель источника теплоты, второй - представитель Госэнергонадзора, а третий - представитель тепловых сетей. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на источнике теплоты должен быть утвержден руководителем Госэнергонадзора (пункт 6.1 Правил).
При допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены: соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах; соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров; качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспорта и проектной документации; наличие пломб (пункт 6.2 Правил).
В силу пункта 6.5 Правил узел учета источника теплоты считается пригодным для ведения учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя с момента подписания акта представителем источника теплоты, представителем Госэнергонадзора и представителем тепловых сетей.
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод, что Правилами предусмотрена возможность установки приборов коммерческого учета как у источника теплоты (пункт 2.1.1), так и у потребителей (пункт 1.3).
Общество ссылается на допуск узлов учета в эксплуатацию в соответствии с Правилами, что свидетельствует о коммерческом их назначении. Суды оценки этому доводу не дали.
Вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку расходы на установку приборов учета не включены в тариф, они не являются коммерческими, не обоснован нормами материального права.
Учитывая изложенное, вывод судов о том, что приборы, установленные у источника теплоты не являются коммерческими, недостаточно обоснован.
В соответствии со статьей 133 ГК РФ с момента ввода прибора учета в эксплуатацию такой прибор становится частью неделимой вещи - инженерных систем ввиду их единого функционального назначения и неразрывной технологической связи, и возврат его в натуре невозможен. Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции, что это отделимые улучшения, произведенные без согласия арендодателя, также недостаточно обоснован.
С учетом изложенного, решение и постановление в части отказа в удовлетворении встречного иска подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить наличие законных оснований для взыскания неосновательного обогащения за установленные приборы учета и вспомогательное оборудование, дать оценку расчету встречного иска, применить нормы права, подлежащие применению, и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 по делу N А26-5581/2015 отменить в части отказа в удовлетворении встречного иска.
В этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.