05 апреля 2017 г. |
Дело N А05-7910/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Архангельская продовольственная компания" Русановой Ю.К. (доверенность от 01.03.2017),
рассмотрев 29.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Архангельская продовольственная компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.09.2016 (судья Филипьева А.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу N А05-7910/2016,
установил:
Закрытое акционерное общество "Архангельская продовольственная компания", место нахождения: 163009, г. Архангельск, ул. Прокопия Галушина, д. 15, ОГРН 1022900540189, ИНН 2901064691 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к министерству имущественных отношений Архангельской области, место нахождения: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815 (далее - Министерство), об изменении пункта 2.1 договора от 10.10.2013 N 274 купли-продажи земельного участка площадью 5990 кв. м с кадастровым номером 29:22:060412:11, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания, расположенного в границах данного участка по адресу: г. Архангельск, ул. Прокопия Галушина, д. 15, касающегося цены выкупа участка, путем изложения его в редакции истца.
Решением от 22.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, в соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН); с учетом положений абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) стоимость спорного земельного участка, установленная комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, подлежит применению для указанных целей после 18.12.2012 - даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, определенной методом массовой оценки, то есть ретроспективно; изменение кадастровой стоимости земельного участка является основанием для пересмотра его выкупной цены и внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор купли-продажи.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерство (продавец) и Общество (покупатель) 10.10.2013 заключили договор N 274 купли-продажи земельного участка площадью 5990 кв. м с кадастровым номером 29:22:060412:11, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания, расположенного в границах участка по адресу: г. Архангельск, ул. Прокопия Галушина, д. 15, для эксплуатации находящегося на нем четырехэтажного здания торгового центра с пристроенными эвакуационными лестницами общей площадью 3481,8 кв. м с кадастровым номером 29:22:060412:3417, принадлежащего истцу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 05.09.2013 серии 29-АК N 974469).
Согласно пункту 2.1 договора цена приобретаемого участка установлена в размере 7 028 291 руб. 62 коп., что составляет 15% его кадастровой стоимости (46 855 277 руб. 50 коп). Указанная выкупная цена определена в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и пунктом 2 статьи 2 Закона Архангельской области от 28.05.2008 N 514-27-ОЗ "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (далее - Закон N 514-27-ОЗ).
Право собственности Общества на указанный земельный участок зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.12.2013, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 29-АК N 939797.
В связи с установлением решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия), созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, от 22.07.2015 N 163 по заявлению Общества от 30.06.2015 кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости (20 620 000 руб.), Общество 27.05.2016 направило в адрес Министерства проект дополнительного соглашения N 1 к договору N 274, в котором предложило уменьшить выкупную цену земельного участка и изложить пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Цена приобретения участка составляет 3 093 000 руб.".
Письмом от 22.06.2016 N 312-07-07/5662 Министерство, сославшись на то, что решение Комиссии принято в июле 2015 года, тогда как право собственности Общества на земельный участок зарегистрировано еще в декабре 2013 года, каких-либо действий по оспариванию кадастровой стоимости в момент приобретения участка оно не предпринимало, отказало в заключении дополнительного соглашения к договору, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу об отсутствии оснований для внесения изменений в договор N 274 в части уменьшения выкупной цены земельного участка, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органом исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цена земельных участков на территории Архангельской области, государственная собственность на которые не разграничена, установлена Законом N 514-27-ОЗ. При этом цена земельных участков для субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих требованиям Закона N 209-ФЗ и являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких участках, определяется согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 514-27-ОЗ в размере 15% их кадастровой стоимости.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в ГКН, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно абзацу пятому статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в этой же редакции в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как установлено судами, результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области утверждены постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп) и не оспорены Обществом в отношении приобретаемого им земельного участка в момент выкупа.
Таким образом, цена выкупаемого в 2013 году земельного участка должна была соответствовать положениям правовых актов, действовавшим в момент заключения договора купли-продажи N 274, в том числе рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, указанной в Постановлении N 595-пп, и не может в настоящее время быть установлена исходя из кадастровой стоимости, определенной решением Комиссии и подлежащей применению с учетом приведенных положений только с 01.01.2015.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.09.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 по делу N А05-7910/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Архангельская продовольственная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в ГКН, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно абзацу пятому статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в этой же редакции в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2017 г. N Ф07-1937/17 по делу N А05-7910/2016