Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2017 г. N Ф07-1937/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
22 декабря 2016 г. |
Дело N А05-7910/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Архангельская продовольственная компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 сентября 2016 года по делу N А05-7910/2016 (судья Филипьева А.Б.),
установил:
закрытое акционерное общество "Архангельская продовольственная компания" (место нахождения: 163009, город Архангельск, улица Прокопия Галушина, дом 15; ИНН 2901064691, ОГРН 1022900540189; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству имущественных отношений Архангельской области (место нахождения: 163004, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49; ИНН 2901025815, ОГРН 1022900540167; далее - Министерство) об изменении договора купли-продажи земельного участка от 10.10.2013 N 274, изложив пункт 2.1 договора, устанавливающий цену приобретения участка, в редакции истца.
Решением суда от 22.09.2016 в удовлетворении иска отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, изменить договор купли-продажи земельного участка от 10.10.2013 N 274, заключенный между Обществом и Министерством, пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: цена приобретения участка составляет 3 093 000 руб., налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) не облагается. Цена приобретения участка установлена в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Областного закона от 28.05.2008 N 514-27-03 "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", то есть в размере 15 % кадастровой стоимости участка, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Общество просило взыскать с Министерства в пользу Общества 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Судом не приняты во внимание пункты 1, 4 статьи 421, пункт 1 статьи 422, пункт 1 статьи 424, пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункты 1.1, 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 4.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2016 N 15-П, статьи 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", отчет об оценке от 11.06.2015 N Н-230, положительное экспертное заключение экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 19.06.2015 N 2972/2015, решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 22.07.015. Датой внесения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка надлежит считать утверждение постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" отчета об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов от 23.10.2012 N 05-ГКОЗНП-29-2012. Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной решением комиссии от 22.07.2015, применяются для определения арендной платы и его выкупной цены после 18.12.2012 - даты внесения в ГКН кадастровой стоимости. В силу пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (после 22.07.2014), а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Поскольку заявление об оспаривании кадастровой стоимости подано истцом в комиссию в 2015 году, после дня вступления в законную силу вышеприведенного закона, законодательный запрет на применение сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии, не распространяется на возникшие меду сторонами правоотношения. В силу прямого указания закона к отношениям сторон в части определения цены выкупа земельного участка подлежит применению кадастровая стоимость, установленная в соответствии с Законом N 135-ФЗ. Изменение кадастровой стоимости земельного участка, с учетом решения комиссии, является основанием как для пересмотра (изменения) выкупной стоимости данного земельного участка, так и для изменения сторонами ранее заключенного договора купли-продажи земельного участка в части установления цены, так как указанная цена установлена в зависимости от кадастровой стоимости. Поскольку условие о цене выкупа земельного участка предписано законом, то такая цена является нормативно регулируемой. Указанный подход подтверждается сложившейся судебной практикой. На основании установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, представляется необходимым изменить раздел 2 условий договора купли-продажи земельного участка от 10.10.2013 N 274 в части изменения выкупной цены участка исходя из следующего расчета: 20 620 000 руб. (рыночная стоимость участка) * 0,15 (размер процентов кадастровой стоимости участка) = 3 093 000 руб. (цена приобретения участка). Судом не учтен ретроспективный характер норм, подлежащих применению к возникшим правоотношениям сторон, нормативное регулирование цены выкупа земельного участка и необходимость изменения условий ранее заключенного сторонами договора вследствие установления кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости.
Министерство в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Министерство (продавец) и Общество (покупатель) заключили договора купли-продажи земельного участка от 10.10.2013 N 274.
По условиям пункта 1.1 договора продавец принял на себя обязательство передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок площадью 5990 кв.м территориальном округе Майская горка города Архангельска, категория земель - земли населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 29:22:060412:11 для эксплуатации четырехэтажного торгового центра с пристройкой эвакуационных лестниц по улице П. Галушина, дом 15, принадлежащего покупателю на праве собственности, на основании распоряжения продавца и заявления покупателя.
Согласно пункту 2.1 цена приобретаемого участка составляет 7 028 291 руб. 62 коп., налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) не облагается. Цена приобретения участка установлена в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Областного закона от 28.05.2008 N 514-27-ОЗ "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", то есть в размере 15 % кадастровой стоимости участка, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и рассчитана в размере 15 % от кадастровой стоимости земельного участка в сумме 46 855 277 руб. 50 коп.
Земельный участок передан истцу по акту приема-передачи от 19.11.2013.
Право собственности общества зарегистрировано 11.12.2013.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на территории Архангельской области, от 22.07.2015 N 163 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:060412:11 определена в размере рыночной стоимости равной 20 620 000 руб.
Ссылаясь на существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора от 10.10.2013 N 274, Общество направило в адрес Министерства предложение о внесении изменений в договора купли-продажи с проектом дополнительного соглашения N 1 к договору, в котором пункт 2.1 предложило изложить в следующей редакции:
"Цена приобретения участка составляет 3 093 000 руб., НДС не облагается.
Цена приобретения участка установлена в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Областного закона от 28.05.2008 N 514-27-03 "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", то есть в размере 15 процентов кадастровой стоимости участка, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и рассчитана в размере 15 % от кадастровой стоимости земельного участка в размере 20 620 000 руб., то есть 3 093 000 руб.".
Министерство 22.06.2016 отказалось от заключения дополнительного соглашения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для истца обратиться в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными по праву, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В пункте 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2 указанной статьи).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных тем же Кодексом, другими законами или договором.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Закон Архангельской области от 28.05.2008 N 514-27-ОЗ "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" в редакции, действующей на момент заключения договора от 10.10.2013 N 274, с 01.07.2012 при приобретении земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, а также земельных участков на территории Архангельской области, государственная собственность на которые не разграничена, их цена для субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках определяется в размере 15 % кадастровой стоимости земельных участков.
Суд первой инстанции установил, что размер кадастровой стоимости (46 855 277 руб. 50 коп.), указанный в пункте 2.1 договора определен для земельного участка с кадастровым номером отчетом об определении кадастровой стоимости от 23.10.2012 N 05-ГКОЗНП-29-2012 по состоянию на 05.06.2012 и утвержден постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области".
Согласно пункту 4 указанного Постановления оно вступает в силу с 01.01.2013, но не ранее дня его официального опубликования.
В силу статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в редакции, действующей, до 22.07.2014 сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из кадастровой выписки земельного участка от 12.04.2013 следует, что в государственном кадастре недвижимости содержаться сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:060412:11 в размере 46 855 277 руб. 50 коп.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ с учетом внесенных изменений, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного Закона N 225-ФЗ (22.07.2014), а также поданных, но не рассмотренных комиссией или судом на день вступления в силу названного Федерального закона N 225-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку размер кадастровой стоимости земельного участка, установленный решением комиссии в размере его рыночной стоимости, в силу абзаца пятого статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ подлежит применению с 01.01.2015, договор купли-продажи, в который истец просит внести изменения, заключен сторонами 10.10.2013, оснований для внесения изменений в договор в части цены выкупаемого земельного участка в связи с изменением его кадастровой стоимости с 01.01.2015 не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику является необоснованной, поскольку в рамках названных им дел рассматривались иные правоотношения с другими субъектами права.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 сентября 2016 года по делу N А05-7910/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Архангельская продовольственная компания"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7910/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2017 г. N Ф07-1937/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "АРХАНГЕЛЬСКАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Архангельской области