11 апреля 2017 г. |
Дело N А21-2862/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от Калининградской областной таможни Рыжика Т.А. (доверенность от 28.03.2017 N 14) и Гусаровой Т.Ю. (доверенность от 26.12.2016 N 66),
рассмотрев 04.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А21-2862/2016 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Толкунов В.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Интер-Трасса" (в настоящее время - закрытое акционерное общество), место нахождения: 236005, Калининград, Транспортная улица, дом 17а, ОГРН 1023901654831, ИНН 3907016784 (далее - Общество, ЗАО "Интер-Трасса"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным отказа Калининградской областной таможни, место нахождения: 236006, Калининградская область, Калининград, Гвардейский проспект, дом 30, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), в рассмотрении заявления ЗАО "Итер-Трасса" от 24.03.2016 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Заявитель также просил суд обязать Таможню возвратить излишне уплаченные по декларации на товары N 100121190/270115/0000520 проценты в размере 706 284 руб. 74 коп.
Решением суда первой инстанции от 25.07.2016 (судья Залужная Ю.Д.) в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Интер-Трасса" отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 указанное решение отменено; заявленные Обществом требования удовлетворены: оспариваемый отказ Таможни, выраженный в письме от 29.03.2016 N 22-57/07761, признан недействительным. Суд апелляционной инстанции обязал Таможню возвратить декларанту 706 284 руб. 74 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить вынесенное по делу постановление от 08.12.2016 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 25.07.2016. Податель жалобы настаивает, что отказ Таможни, выраженный в упомянутом письме от 29.03.2016 N 22-57/07761, а именно о возврате заявления Общества без рассмотрения является законным и обоснованным.
В заседании кассационной инстанции представители Таможни поддержали доводы, приведенные в жалобе.
ЗАО "Интер-Трасса" надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Интер-Трасса" по грузовой таможенной декларации N 10226020/190508/0008938 (далее - ГТД) ввезло на территорию Российской Федерации транспортное средство - двуосный седельный тягач марки "DAF-FT XF 105.460", заявив при этом таможенную процедуру "временного ввоза" с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - Постановление N 147). Исходя из данного факта Таможней был оформлен условный выпуск ввезенного товара (транспортного средства) с целью использования только для международных перевозок товаров.
В дальнейшем в ходе проведения проверки соблюдения Обществом требований и условий таможенной процедуры "временного ввоза" товара по указанной ГТД Таможня выявила, что декларант нарушил соблюдение условий применения предоставленного ему полного освобождения от уплаты таможенных платежей, а именно использовал указанное транспортное средство для "внутренней перевозки". В этой связи в адрес ООО "Интер-Трасса" таможенным органом было направлено требование от 11.04.2013 N 10226000/110413/0000062: об уплате 1 829 952 руб. 82 коп. таможенных платежей и налога на добавленную стоимость, а также пеней за их несвоевременную уплату.
Общество обжаловало данное требование Таможни в судебном порядке. Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.02.2014 по делу N А21-4017/2013 в удовлетворении заявления ЗАО "Интер-Трасса" отказано, а требование Таможни от 11.04.2013 признано законным и обоснованным. По указанному делу суды признали доказанным факт осуществления Обществом на спорном транспортном средстве запрещенной внутренней перевозки и как следствие, - факт допущенного нарушения условий, изначально заявленных декларантом для применения полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей.
Позднее ЗАО "Интер-Трасса" заявило данное транспортное средство к таможенному режиму "ИМ-40" ("выпуск для внутреннего потребления"), подав соответствующую декларацию на товары (далее - ДТ) N 10012190/270115/0000520.
В связи с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара (транспортного средства), в отношении которого ранее применялось полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, Обществом были уплачены проценты с суммы условно начисленных таможенных пошлин и налогов, а именно в размере 706 284 руб. 74 коп.
Полагая данную сумму процентов ошибочно исчисленными, ЗАО "Интер-Трасса" обратилось в Калининградскую областную таможню с заявлением от 24.03.2016 о возврате излишне уплаченной суммы таможенных платежей.
Письмом от 29.03.2016 N 22-57/07761 Таможня возвратила заявление Общества без рассмотрения, сославшись на непредставление документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных платежей, налогов, а именно факт корректировки декларации на товары (далее - КДТ), оформленной в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, утвердившем "Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары" (далее - Порядок N 289).
Полагая незаконным возврат Таможни заявления декларанта без рассмотрения, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении данного заявления, так как пришел к выводу о несоблюдении со стороны ЗАО "Интер-Трасса" требований статей 122 и 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), а также приказа Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" (в редакции приказа ФТС России от 02.05.2012 N 831 "О внесении изменений в приложения к приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520") (приложение N 2). Суд первой инстанции посчитал, что в данном случае Общество совместно с заявлением не представило документ, подтверждающий излишнюю уплату декларантом денежных средств, а именно платежное поручение от 26.01.2015 N 13 на сумму 4000 руб.
Апелляционный суд не согласился с данным выводом суда, посчитав ненадлежащим упомянутое основание для возврата заявления Общества, так как данного документа в письме от 29.03.2016 Таможней поименовано не было. Суд апелляционной инстанции отметил, что Таможня в качестве основания для возврата декларанту заявления без рассмотрения указала лишь на отсутствие корректировки декларации на товар. Проанализировав обстоятельства спорной уплаты Обществом процентов размере 706 284 руб. 74 коп. с суммы условно начисленных таможенных пошлин и налогов суд пришел к выводу об ошибочном их исчислении и как следствие, - об излишней их уплате, так как посчитал, что в этом случае корректировки декларации на товар в силу положений статей 122 и 147 Закона N 311-ФЗ как таковой не требуется. Кроме того, суд апелляционной инстанции обратил внимание на то, что в связи с нарушением режима временного ввоза транспортного средства и условного освобождения от уплаты таможенных платежей и налогов Общество уплатило по требованию Таможни 1 829 952 руб.
82 коп. таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, а также пени за несвоевременную уплату данной суммы за период с 20.05.2008 по 11.04.2013, в связи с чем признал прекращенной обязанность ЗАО "Интер-Трасса" по дальнейшей уплате таможенных платежей и налогов в силу пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
На основании указанных выводов апелляционный суд постановлением от 08.12.2016 отменил решение суда первой инстанции от 25.07.2016 и удовлетворил заявленные требования Общества в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционной инстанцией норм материального права, считает кассационную жалобу Таможни подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из материалов дела Общество при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления спорного транспортного средства, в отношении которого применялось полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, начислило декларанту в соответствии с пунктом 3 статьи 284 ТК ТС проценты с суммы условно начисленной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, что в итоге составило 706 284 руб. 74 коп. (графа "47" ГДТ N 10226020/190508/0008938). Данная сумма процентов была уплачена Обществом при помещении транспортного средства в заявленном таможенном режиме, что не оспаривается Таможней.
Однако при этом ЗАО "Интер-Трасса" полагает, что указанные проценты были исчислены ошибочно и потому уплачены излишне, поскольку в силу второго абзаца пункта 3 статьи 284 ТК ТС и пункта 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 476 "О сроках полного условного освобождения временно ввезенных транспортных средств, используемых для международных перевозок, и об особенностях их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления" (далее - Решение N 476) Общество на законных основаниях освобождено от уплаты процентов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 284 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.
Для отдельных категорий временно ввозимых товаров Комиссия Таможенного союза вправе определять случаи, когда проценты, указанные в части первой настоящего пункта, не уплачиваются ( вторая часть пункта 3 статьи 284 ТК ТС).
Такой случай установлен пунктом 2 упомянутого Решения N 476, в соответствии с которым при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящего решения, проценты, указанные в части первой пункта 3 статьи 284 ТК ТС, не уплачиваются.
Пунктом 1 того же Решения N 476 пункт 1 решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее - Решение N 331) после части второй дополнен абзацем следующего содержания: "Часть вторая настоящего пункта не распространяется на транспортные средства (из товарных позиций ТН ВЭД ТС 8701, 8704 (кроме самосвалов) и 8716), помещенные под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до 1 июля 2010 года и используемые для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении. В отношении таких транспортных средств срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не может превышать 1 июля 2015 года".
Из буквального толкования пункта 1 упомянутого Решения N 476 следует, что на указанные в нем транспортные средства не распространяется годичный срок полного условного освобождения от таможенных пошлин, налогов, установленный частью 2 пункта 1 Решения N 331, так как для них срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов может быть продлен до 1 июля 2015 года, если они помещены под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до 1 июля 2010 года и используются для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении.
Полное освобождение от таможенных пошлин и налогов на весь срок эксплуатации в отношении транспортных средств, помещенных под таможенный режим временного ввоза, предоставлялся на основании Постановления N 147 при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров. Данное Постановление N 147 утратило силу 29.10.2012. В соответствии с пунктом 6 статьи 370 ТК ТС товары, помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса под таможенные режимы временного ввоза в Российскую Федерацию, со дня вступления в силу настоящего Кодекса признаются помещенными соответственно под таможенные процедуры временного ввоза (допуска). В отношении этих товаров применяются положения настоящего Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства таможенного союза. Таможенная процедура временного ввоза (допуска) действует до истечения сроков временного ввоза, установленных при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза (временного ввоза товаров и транспортных средств), с учетом возможности их продления в пределах сроков, предусмотренных статьей 280 настоящего Кодекса.
Предоставление полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых транспортных средств с 2011 года на основании пункта 1 Решения N 331 не предусмотрено.
Таким образом, из содержания пунктов 1 и 2 Решения N 476 (с учетом выше приведенных норм права) следует, что при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления транспортных средств проценты не уплачиваются при соблюдении следующих условий:
-транспортные средства были помещены в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза под таможенный режим временного ввоза с полным условным освобождением от таможенных пошлин и налогов;
- использовались только для международных перевозок.
Так как спорное транспортное средство в рассматриваемом случае использовалось Обществом для внутренних перевозок и в связи с этим правила условия полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей и налогов декларантом были нарушены, то к данному спору положения Решения N 476 не применимы.
Ввиду изложенного Общество при помещении спорного транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обязано было на основании пункта 3 статьи 284 ТК ТС уплатить проценты с суммы таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате. Следовательно, исчисленные проценты в размере 706 284 руб. 74 коп. не являются для ЗАО "Интер-Трасса" излишне уплаченными таможенными платежами.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований Общества у суда апелляционной инстанции отсутствовали.
Ссылка апелляционного суда на прекращение обязанности по уплате таможенных платежей в связи с их уплатой Обществом с начислением пеней (пункт 2 статьи 80 ТК ТС) - не имеет значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку обязанность по уплате процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 284 ТК ТС имеет иные основания, чем обязанность по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, а также пени за несвоевременную уплату этих платежей, в связи с нарушением режима "временного ввоза" транспортного средства и условного освобождения от уплаты таможенных платежей и налогов.
Учитывая отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ для направления дела на новое рассмотрение, кассационная инстанция проверила законность принятого по делу судебного акта в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, после чего пришла к выводу о том, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2017 было приостановлено исполнение обжалуемого судебного акта по делу N А21-2862/2016 до окончания производства в суде кассационной инстанции. В связи с вынесением кассационным судом настоящего постановления основания для приостановления исполнения постановления апелляционного суда от 08.12.2016 отпали; ранее принятая мера, предусмотренная статьей 283 АПК РФ, подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А21-2862/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2016 по тому же делу оставить в силе.
Приостановление исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А21-2862/2016, произведенное определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2017, отменить.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.