26 апреля 2017 г. |
Дело N А56-26845/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.04.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Рудницкого Г.М., Шпачевой Т.В.,
при участии от местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Васильевой В.В. (доверенность от 22.02.2017 N 10),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2016 (судья Герасимова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А56-26845/2016,
установил:
Местная администрация муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, место нахождения: 188505, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Аннино, Садовая ул., д. 10, ОГРН 1024702184253, ИНН 4720008040 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление), в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 12 877 кв. м, кадастровый номер 47:14:0502018:27, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Аннинское сельское поселение, пос. Аннино, за школой, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: многоквартирные жилые дома секционного типа этажностью 3-4 этажа. Администрация просит обязать Управление зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимости.
Определением от 04.07.2016 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
Решением суда от 23.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушения норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором удовлетворить заявленные требования.
В отзыве Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области просит отказать Администрации в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного разбирательства, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Советом депутатов муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области принято решение от 12.11.2015 N 68 (далее - Решение N 68) о безвозмездном приеме в муниципальную собственность муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - МО Аннинское сельское поселение) расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Аннинское сельское поселение, пос. Аннино, за школой, земельного участка площадью 12 877 кв. м, кадастровый номер 47:14:0502018:27, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: многоквартирные жилые дома секционного типа этажностью 3-4 этажа.
Администрация 04.12.2015 ввиду принятого решения обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности МО Аннинское сельское поселение на названный земельный участок.
Управление, ссылаясь на непредставление документов, подтверждающих возникновение права собственности, письмом от 23.12.2015 N 47/021/042/2015-8142 известило заявителя о приостановлении государственной регистрации до 23.01.2016 в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ)
Сообщением от 22.01.2016 N 47/021/042/2015-8142 Управление уведомило Администрацию об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Полагая отказ Управления незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 19, 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), сделали вывод, что представленное Администрацией на государственную регистрацию Решение N 68 не является документом, подтверждающим возникновение права собственности МО Аннинское сельское поселение на земельный участок, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказали.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 25 ЗК РФ право собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом N 122.
В соответствии со статьей 17 названного закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент издания, которые согласно законодательству Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав закреплен статьей 20 Закона N 122-ФЗ (в той же редакции), согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Администрация, обращаясь в Управление с заявлением о регистрации права собственности на спорный земельный участок, в качестве основания возникновения такого права представила Решение Совета депутатов N 68.
Податель кассационной жалобы полагает, что передача с 01.03.2015 органам местного самоуправления поселения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, фактически привела к такому разграничению. Ввиду утвержденных правил землепользования и застройки сельского поселения к собственности муниципальных образований поселений отнесены расположенные на их территории земельные участки. По мнению Администрации, данные обстоятельства в силу положений статьи 19 ЗК РФ явились основанием возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Вместе с тем указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.
Так, в силу статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности; а также те земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 137-ФЗ закреплено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вступившим с 01.03.2015 в силу Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 3.3 Закона N 137-ФЗ.По смыслу положений пункта 2 приведенной статьи наделение органов местного самоуправления поселений полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них прав собственности на данные земельные участки. Таким образом, предусмотренный статьей 3.3 Закона 137-ФЗ порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.
Вместе с тем право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, делегированное органам местного самоуправления, не тождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у муниципального образования.
Ввиду изложенного представленное Администрацией в регистрирующий орган Решение не является документом, подтверждающим возникновение права собственности МО Аннинское сельское поселение на спорный земельный участок.
Иных документов, свидетельствующих о наличии такого права, заявителем представлено не было.
Таким образом, у Управления не имелось оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0502018:27.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не противоречит статье 20 Закона N 122-ФЗ, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции не имеется оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А56-26845/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.