27 марта 2017 г. |
Дело N А56-26374/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Балтийской завод - Судостроение" Булатовой И.М. (доверенность от 09.01.2017 N 14/2017), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу Скочилова Д.А. (доверенность от 24.01.2017 N 17-15/02231),
рассмотрев 21.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийский завод - Судостроение" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2016 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Лущаев С.В.) по делу N А56-26374/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийский завод - Судостроение", место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, Косая линия, д. 16, корпус 1 лит. Б; ОГРН 1117847498670, ИНН 7801560631 (далее - ООО "БЗС", заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 55, лит. Б, ОГРН 1047802000300, ИНН 7801045990 (далее - Межрайонная ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу, Инспекция, налоговый орган) от 11.12.2015 N 04-26/29686 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части эпизода о правомерности применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда первой инстанции от 26.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.11.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит решение от 26.08.2016 и постановление от 28.11.2016 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, при вынесении обжалуемых судебных актов судами нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество указывает на формальное применение судами положений статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель налогового органа просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу в отношении ООО "БЗС" проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов и сборов: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, земельного налога, транспортного налога, налога на доходы физических лиц за период с 15.11.2011 по 31.12.2013. О чем составлен акт выездной налоговой проверки от 27.08.2015 N 04-26/4-2015.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 27.08.2015 N 04-26/4-2015 и представленных налогоплательщиком возражений, Инспекцией вынесено решение от 11.12.2015 N 04-26/29686 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение от 11.12.2015), в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной: пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 036 412 руб. (в том числе, по налогу на прибыль организаций в сумме 124 197 руб. и по НДС в сумме 912 215 руб.), пунктом 1 статьи 123 НК РФ в виде штрафа в размере 1 762 191 руб.; начислены пени в общей сумме 63 563 322 руб. (в том числе, по налогу на прибыль организаций в сумме 86 394 руб., по НДС - 63 357 586 руб., по НДФЛ - 119 342 руб.); установлена недоимка по налогу на прибыль организаций в сумме 1 241 962 руб., по НДС в сумме 334 722 736 руб., итого в сумме 402 326 623 руб. Исчисление в завышенных размерах (не заявление к возмещению) за счет не предъявления к вычету сумм НДС в размере 191 143 362 руб., в том числе: 1-й квартал 2013 г. -1 992 539 руб., 2-й квартал 2013 г. - 11 228 229 руб., за 3-й квартал 2013 г. - 143 829 006 руб. и за 4-й квартал 2013 г. - 34 093 588 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 29.03.2016 N 16-13/11724 решение Инспекции оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения.
Основанием для принятия Инспекцией Решения от 11.12.2015 в обжалуемой части послужил вывод налогового органа об отсутствии у Общества комплекта документов отвечающих требованиям пункта 13 статьи 165 НК РФ по объекту "Строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт" в рамках агентского договора от 16.11.2011 N 65/19-02/2011, заключенного ООО "БЗС" с открытым акционерным обществом "Объединенная судостроительная корпорация" (далее - ОАО "ОСК").
Налогоплательщик, не согласившись с Решением от 11.12.2015 в указанной части, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ставки налога на добавленную стоимость, применяемые к таким операциям, установлены статьей 164 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, налогообложение производится по ставке 0 процентов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 13 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщик обязан представить в налоговый орган контракт на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику, выписку из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов (далее - РМРС), документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику, а также документы, подтверждающие мощность главных двигателей и вместимость судна.
С 1 января 2012 года этот перечень документов скорректирован: не требуется представлять документы, подтверждающие мощность главных двигателей и вместимость судна (подпункт 4 пункта 13 статьи 165 НК РФ утратил силу).
Ранее согласно пункта 6 статьи 161 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года) применение нулевой ставки было обусловлено:
- регистрацией построенного судна в РМРС в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности от построившего судно налогоплательщика к заказчику;
- сроком нахождения судна в РМРС не менее 10 лет.
Если данные условия не соблюдались, то реализация судна облагалась НДС по ставке 18%. В этом случае перечислить в бюджет налог должен был налоговый агент - лицо, в собственности которого находится судно на момент его исключения из РМРС или на момент истечения 45 календарных дней со дня перехода права собственности на судно.
С 1 января 2012 года из пункта 6 статьи 161 НК РФ исключено ранее необходимое для применения нулевой ставки условие об обязательном сроке нахождения судна в РМРС не менее 10 лет.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 154, подпункта 10 пункта 1 статьи 164 и пункта 13 статьи 165 НК РФ ООО "БЗС" занижена налоговая база по НДС посредством не включения платежей в сумме 2 638 411 851,95 руб., полученных в счет предстоящего выполнения работ, оказания услуг по агентскому договору от 16.11.2011 N 65/19-02/2011 за периоды 4-й квартал 2011 года, 1 - 4-й кварталы 2012 года и 3 - 4-й кварталы 2013 года, в результате чего не исчислен НДС в сумме 402 469 605 руб.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Президента Российской Федерации от 07.11.2011 N 726-рп, в соответствии с пунктом 17 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) ОАО "ОСК" определена единственным исполнителем государственных заказов на выполнение работ по строительству дизель-электрических ледоколов мощностью 16 - 25 МВт, размещаемых Росморречфлотом в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"
На основании данного распоряжения между Федеральным агентством морского и речного транспорта (Государственный заказчик), Федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт" (Застройщик) и ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (Генеральный подрядчик) заключен государственный контракт от 02.12.2011 N 77-ГК/И на выполнение работ по строительству линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт по объекту "Строительство линейного дизельного ледокола мощностью 26 МВт" (финансируется за счет средств федерального бюджета). По условиям государственного контракта Генподрядчик обязуется на основании представленной Застройщиком Проектной документации выполнить собственными силами и средствами работы по разработке Технической документации для строительства и укомплектования требуемой документацией линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт, а также работы по строительству Судна, спуску Судна на воду, проведению всех необходимых испытаний Судна, обеспечению его снабжением, запасным имуществом и принадлежностями (ЗИП), сменно-запасными частями (СЗЧ) и после проведения приемо-сдаточных испытаний и устранения выявленных на испытаниях Судна замечаний, сдать полностью укомплектованное имуществом, снабжением, ЗИП, СЗЧ, расходными материалами и готовое к эксплуатации согласно Технического проекта 22600 и данному Контракту Судно Государственной приемной комиссии, Застройщику и Государственному заказчику в сроки, предусмотренные Графиком выполнения работ по строительству Судна.
Государственным контрактом от 02.12.2011 N 77-ГК/2011 определено - Генподрядчик должен построить и оснастить Судно в соответствии с Контрактом на площадках судостроительных заводов ОАО "ОСК" (ПО "СевМаш", "Балтийский завод", "Адмиралтействие верфи", Arktech Helsinki Shipyard), а также других предприятий Северо-Западного региона Российской Федерации.
Цена Контракта составляет 7 940 500 000 рублей, в том числе НДС, установленный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Оплата работ и зачеты авансовых платежей по указанному контракту осуществляются на основании подписанного сторонами Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Срок строительства Судна составляет 45 месяцев 17 дней.
Государственным контрактом от 02.12.2011 N 77-ГК/2011 предусмотрена обязательная регистрация Судна в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно к Государственному заказчику при условии передачи Генеральным подрядчиком Застройщику необходимых для регистрации документов за 10 дней до подписания приемного акта Государственной приемной комиссией.
Дополнительным соглашением от 26.04.2013 N 1 к государственному контракту от 02.12.2011 N 77-ГК/2011 определено, что государственный контракт считается контрактом от 02.12.2011 N 77-ГК/2011 и все права и обязанности Государственного заказчика (Росморречфлот) по контракту переходят Застройщику (ФГУП "Росморпорт") в полном объеме, за исключением обязательств по созданию Государственной приемной комиссии и утверждению Приемного акта Государственной приемной комиссией.
ООО "БЗС" (Принципал) 16.11.2011 заключило с ОАО "ОСК" (Агент) Агентский договор N 65/19-02/2011, в соответствии с которым Агент обязуется от своего имени и за счет Принципала выполнить юридические и иные действия, связанные с заключением с Федеральным агентством морского и речного транспорта РФ и Федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт"(Заказчик) государственного контракта на выполнение работ по строительству линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт (т.е. после Распоряжения Президента и до непосредственного его исполнения (заключение государственного контракта от 02.12.2011 N 77-ГК/11).
В проверяемый период, как установлено в ходе выездной налоговой проверки и следует из представленных ООО "БЗС" документов, подтверждающих факт выполнения работ по строительству линейного ледокола мощностью 25 МВт, по операции, связанной с исполнением обязательств в рамках агентского договора от 16.11.2011 N 65/19-02/2011, заключенного с ОАО "ОСК", налогоплательщиком применялась ставка 0 процентов по НДС.
В книгах продаж суммы авансовых платежей, поступившие от ОАО "ОСК" по агентскому договору от 16.11.2011 N 65/19-02/2011, отнесены ООО "БЗС" в графу "продажи, освобожденные от налога".
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривается налогоплательщиком, пакет документов, предусмотренный пункту 13 статьи 165 НК РФ налогоплательщиком не представлен.
Проверкой также установлено, что перехода права собственности по окончании строительства ледокола не произойдет, поскольку данное право уже зарегистрировано за Российской Федерацией - Свидетельство о праве собственности на судно, выданное 06.02.2013 MP-IV N 0003305.
Также следует отметить, что государственный контракт от 02.12.2011 N 77-ГК/И заключен на основании Распоряжения Президента Российской Федерации от 07.11.2011 N 726-рн.
Заказ на строительство ледокола был размещен у единственного поставщика - ОАО "ОСК" в соответствии с правилами установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). (в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (статья пункт 1 статьи 55 Закона N94-ФЗ).
Подпунктом 17 пункта 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации. При подготовке соответствующего проекта указа или распоряжения Президента Российской Федерации к такому проекту прилагаются документы и сведения, содержащие обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не предусматривает размещение заказов у агентов.
Проверкой установлено, что ОАО "ОСК" осуществляло учет денежных средств, поступивших от ФГУП "Росморпорт" и учет выполненных работ по Государственному Контракту от 02.12.2011 N 77-ГК/Н на основании Актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), как генеральный подрядчик, на счете 62 "Расчеты с Заказчиком ФГУП "Росморпорт", распоряжалось денежными средствами, поступившими от ФГУП "Росморпорт".
В свою очередь ООО "БЗС" в налоговом и бухгалтерском учете отражало только поступившие от ОАО "ОСК" денежные средства по Агентскому договору от 16.11.2011 N 65-19-02/2011.
При указанных обстоятельствах, исходя из буквального содержания положений подпункта 10 пункта 1 статьи 146, пункта 13 статьи 165 НК РФ, судами сделан правильный вывод о недоказанности ООО "БЗС" права на применение ставки ноль процентов по налогу на добавленную стоимость в проверяемом периоде.
При рассмотрении дела суды сделали правомерные, соответствующие нормам действующего законодательства выводы. Нормы материального права по отношению к установленным фактическим обстоятельствам применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене принятых судами решения и постановления обжалуемых налогоплательщиком, судом кассационной инстанции не выявлено.
Приведенные Обществом в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 по делу N А56-26374/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийский завод-Судостроение" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Балтийский завод-Судостроение" (место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, Косая линия, дом 16, корпус 1, литера Б, ОГРН 1117847498670, ИНН 7801560631) из средств федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 17.01.2017 N 2.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.