г. Санкт-Петербург |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А56-26374/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Яцук Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Щербак А.В. - доверенность от 22.10.2015
от ответчика (должника): Шишканов А.О. - доверенность от 18.03.2016 N 15-15/06083 Дикова Е.В. - доверенность от 06.09.2016 N 17-15/21915
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26346/2016) ООО "Балтийский завод - Судостроение" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2016 по делу N А56-26374/2016 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО "Балтийский завод - Судостроение"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу
о признании частично недействительным решения от 11.12.2015 N 04-26/29686
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийский завод - Судостроение" (ОГРН 1117847498670, место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, Косая линия, д. 16, корпус 1 лит.Б; далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу (ОГРН 1047802000300, место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 55, лит. Б" далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.12.2015 N 04-26/29686 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части эпизода о правомерности применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 26.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.
В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда отменить. Представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу в отношении ООО "БЗС" проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов и сборов: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, земельного налога, транспортного налога, налога на доходы физических лиц за период с 15.11.2011 по 31.12.2013.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 27.08.2015 N 04-26/4-2015 и представленных налогоплательщиком возражений по акту выездной налоговой проверки, Инспекцией в порядке ст. 101 Налогового кодекса российской федерации (далее - НК РФ) вынесено решение от 11.12.2015 N 04-26/29686 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 036 412 руб. (в том числе, по налогу на прибыль организаций в сумме 124 197 руб. и по НДС в сумме 912 215 руб.), п. 1 ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 1 762 191 руб.; начислены пени в общей сумме 63 563 322 руб. (в том числе, по налогу на прибыль организаций в сумме 86 394 руб., по НДС - 63 357 586 руб., по НДФЛ - 119 342 руб.); установлена недоимка по налогу на прибыль организаций в сумме 1 241 962 руб., по НДС в сумме 334 722 736 руб., итого в сумме 402 326 623 руб. Исчисление в завышенных размерах (не заявление к возмещению) за счет не предъявления к вычету сумм НДС в размере 191 143 362 руб., в том числе: 1-й квартал 2013 г. -1 992 539 руб., 2-й квартал 2013 г. - 11 228 229 руб., за 3-й квартал 2013 г.- 143 829 006 руб. и за 4-й квартал 2013 г. - 34 093 588 руб.
Не согласившись с принятым Инспекцией решением, ООО "БЗС" обратилось с жалобой в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением Управления N 16-13/11724 от 29.03.2016 Решение Инспекции оставлено без изменения, а жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, налогообложение производится по ставке 0 процентов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 13 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщик обязан представить в налоговый орган контракт на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику, выписку из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов, документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику, а также документы, подтверждающие мощность главных двигателей и вместимость судна.
Основанием для отказа Обществу в применении налоговой ставки 0 процентов послужило, в частности, непредставление налогоплательщиком документов, предусмотренных п. 13 статьи 165 НК РФ.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что в нарушение п. 1 ст. 154, п.п. 10 п. 1 ст. 164 и п. 13 ст. 165 НК РФ ООО "БЗС" занижена налоговая база по НДС посредством не включения платежей в сумме 2 638 411 851,95 руб., полученных в счет предстоящего выполнения работ, оказания услуг по агентскому договору от 16.11.2011 N 65/19-02/2011 за периоды 4-й квартал 2011 г., 1-4-й кварталы 2012 г. и 3-4-й кварталы 2013 г., в результате чего не исчислен НДС в сумме 402 469 605 руб.
В ходе выездной налоговой проверки представлен Государственный контракт от 02.12.2011 N 77-ГК/2011 на выполнение работ по строительству линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт по объекту "Строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт" (финансируется за счет средств федерального бюджета) на выполнение работ по строительству линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт по объекту "Строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт" (финансируется за счет средств федерального бюджета) (далее - государственный контракт от 02.12.2011 N 77-ГК/2011), заключенный между Федеральным агентством морского и речного транспорта (Государственный заказчик), Федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт" (Застройщик) и ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (Генеральный подрядчик), согласно которому Генподрядчик обязуется на основании представленной Застройщиком Проектной документации выполнить собственными силами и средствами работы по разработке Технической документации для строительства и укомплектования требуемой документацией линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт, а также работы по строительству Судна, спуску Судна на воду, проведению всех необходимых испытаний Судна, обеспечению его снабжением, запасным имуществом и принадлежностями (ЗИП), сменно-запасными частями (СЗЧ) и после проведения приемо-сдаточных испытаний и устранения выявленных на испытаниях Судна замечаний, сдать полностью укомплектованное имуществом, снабжением, ЗИП, СЗЧ, расходными материалами и готовое к эксплуатации согласно Технического проекта 22600 и данному Контракту Судно Государственной приемной комиссии, Застройщику и Государственному заказчику в сроки, предусмотренные Графиком выполнения работ по строительству Судна.
Подпунктом 2.3 п. 2 государственного контракта от 02.12.2011 N 77-ГК/2011 определено, что Генподрядчик должен построить и оснастить Судно в соответствии с Контрактом на площадках судостроительных заводов ОАО "ОСК" (ПО "СевМаш", "Балтийский завод", "Адмиралтейские верфи", Arktech Helsinki Shipyard), а также других предприятий Северо-Западного региона Российской Федерации.
Цена Контракта составляет 7 940 500 000 рублей, в том числе НДС, установленный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.п. 9.1 п. 9 государственного контракта от 02.12.2011 N 77-ГК/2011).
Согласно п.п. 10.5 п. 10 государственного контракта от 02.12.2011 N 77-ГК/2011 оплата работ и зачеты авансовых платежей по указанному контракту осуществляются на основании подписанного сторонами Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Срок строительства Судна составляет 45 месяцев 17 дней (п.п. 11.2 п. 11 государственного контракта от 02.12.2011 N 77-ГК/2011).
Пунктом 13.6 п. 13 государственного контракта от 02.12.2011 N 77-ГК/2011 предусмотрена обязательная регистрация Судна в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно к Государственному заказчику при условии передачи Генеральным подрядчиком Застройщику необходимых для регистрации документов за 10 дней до подписания приемного акта Государственной приемной комиссией.
Дополнительным соглашением от 26.04.2013 N 1 к государственному контракту от 02.12.2011 N 77-ГК/2011 определено, что государственный контракт считается контрактом от 02.12.2011 N 77-ГК/2011 и все права и обязанности Государственного заказчика (Росморречфлот) по контракту переходят Застройщику (ФГУП "Росморпорт") в полном объеме, за исключением обязательств по созданию Государственной приемной комиссии и утверждению Приемного акта Государственной приемной комиссией.
Из представленных ООО "БЗС" документов, подтверждающих факт выполнения работ по строительству линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт (актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)) следует, что по операции, связанной с исполнением обязательств в рамках агентского договора от 16.11.2011 N 65/19-02/2011, заключенного с ОАО "ОСК", налогоплательщиком применялась ставка О процентов по НДС.
В книгах продаж за проверяемый период суммы авансовых платежей, поступившие от ОАО "ОСК" по агентскому договору от 16.11.2011 N 65/19-02/2011, отнесены ООО "БЗС" в графу "продажи, освобожденные от налога".
ООО "БЗС" в налоговую базу по НДС не включало суммы авансовых платежей в размере 2 638 411 851,95 руб., поступившие от ОАО "ОСК" в рамках исполнения агентского договора от 16.11.2011 N 65/19-02/2011 и в налоговых декларациях по НДС за проверяемый период не отражало.
При этом АО "ОСК" владеет 99% акций ОАО "Западный центр судостроения" ИНН 7838397332, которое в свою очередь является единственным учредителем ООО "БЗС", а само ООО "БЗС" создано 15.11.2011 г.
Исходя из материалов проверки следует, что переход права собственности будет отсутствовать по окончании строительства ледокола, в силу того, что данное право уже зарегистрировано за Российской Федерацией Свидетельством о праве собственности на судно MP -IV N 0003305, выданным 06.02.2013.
Распоряжение Президента Российской Федерации N 726-рп, в соответствии с которым единственным исполнителем государственных заказов на выполнение работ по строительству дизель-электрических ледоколов мощностью 16-25 МВт, размещаемых Росморречфлотом в рамках реализации вышеназванной федеральной целевой программы, назван АО "ОСК".
На основании данного распоряжения был заключен государственный контракт N 77-ГК/И от 02.12.2011 на выполнение работ по строительству линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт по объекту "Строительство линейного дизельного ледокола мощностью 26 МВт" (финансируется за счет средств федерального бюджета).
Вместе с тем, после Распоряжения Президента и до непосредственного его исполнения (заключение государственного контракта N 77-ГК/11 от 02.12.2011 г), а именно 16.11.2011, ООО "БЗС" (Принципал) заключило с АО "ОСК" (Агент) Агентский договор N 65/19-02/2011 от 16.11.2011, в соответствии с которым Агент обязуется от своего имени и за счет Принципала выполнить юридические и иные действия, связанные с заключением с Федеральным агентством морского и речного транспорта РФ и Федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт" (Заказчик) государственного контракта на выполнение работ по строительству линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт. Необходимо отметить, что ООО "БЗС" создано 15.11.2011 года.
Также необходимо отметить, что при действительном заключении агентского договора в указанную дату (16.11.2011 г), в нем не могло быть указано расчетного счета открытого 27.01.2012 г. Таким образом, исходя из всех установленных проверкой обстоятельств Инспекцией сделан вывод о том, что Агентский договор не имел никаких правовых последствий, а указание на более позднее открытие расчетного счета, реквизиты которого содержатся в договоре заключенного в более раннюю дату в том числе свидетельствует о том, что заключение агентского договора было притворной сделкой оформленной с целью получения налоговой выгоды.
Из п. 13 ст. 165 НК РФ следует, что:
При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 10 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;
2) выписка из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов;
3) документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;
Таким образом, даже при условии обязательности налоговых ставок, они применяются в соответствии с НК РФ, в случае установленных требований к применимой ставке, применяться она может только при выполнении указанных обязательных условий. В соответствии в этим, ссылка Общества на обязательность налоговых ставок правомерна, однако в рассматриваемом случае применение ставки 0 процентов Обществом неправомерно, так как им не исполнены обязательные условия предусмотренные ст. 165 НК РФ.
Так же необходимо отметить, что письмо Росморречфлота N АД-28/6038 от 19.06.2012 в адрес АО "ОСК" является лишь подтверждением согласования ООО "Балтийский завод-Судостроение" как строительной площадки и не несет в себе подтверждения того, что Общество является изготовителем.
Относительно довода Общества о правомерности заключения Госконтракта посредством агентского договора апелляционный суд обращает внимание на следующее.
Во исполнение распоряжения Президента от 07 ноября 2011 г N 726-рп Федеральное агентство морского и речного транспорта, являясь государственным заказчиком, заключило вышеназванный государственный контракт на выполнение работ по строительству линейного дизельного ледокола (за счет средств федерального бюджета) с застройщиком в лице ФГУП "Росморпорт", генеральным подрядчиком является ОАО "ОСК".
В соответствии со статьей 55 главы 6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд":
1. Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). (в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если:
17) осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации. При подготовке соответствующего проекта указа или распоряжения Президента Российской Федерации к такому проекту прилагаются документы и сведения, содержащие обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не предусматривает размещение заказов у агентов.
Проверкой установлено, что АО "ОСК" осуществляло учет денежных средств, поступивших от ФГУП "Росморпорт" и учет выполненных работ по Государственному Контракту N 77-ГК/Н от 02.12.2011 на основании Актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)., как генеральный подрядчик, на счете 62 "Расчеты с Заказчиком ФГУП "Росморпорт".
АО "ОСК" распоряжалось денежными средствами, поступившими от ФГУП "Росморпорт", в том числе размещало свободные денежные средства на депозитных счетах, выдавало процентные займы.
ООО "БЗС" в налоговом и бухгалтерском учете вело учет только поступивших от АО "ОСК" денежных средств по Агентскому договору N 65-19-02/2011 от 16.11.2011.
В соответствии с пояснениями, предоставленными ООО "БЗС", не располагало информацией о суммах денежных средств, поступивших на расчетный счет АО "ОСК" от ФГУП "Росморпорт", что в свою очередь в том числе свидетельствует о том, что АО "ОСК" является исполнителем -генподрядчиком по Государственному Контракту от 02.12.2011 N 77-ГК/11.
Исходя из вышеизложенного Инспекция пришла к выводу о том, что исполнителем по Госконтракту является ООО "ОСК", установленные обстоятельства указывают на то, что договор АО "ОСК" с ООО "БЗС" в форме агентского, был заключен для получения необоснованной налоговой выгоды с целью минимизации уплаты НДС в бюджет по Государственному Контракту N 77-ГК/11 от 02.12.2011.
Ссылка Общества переход права собственности отклоняется судом апелляционной инстанции.
Подпунктом 20.10. п. 20 государственного контракта от 02.12.2011 N 77-ГК/11 установлено, что судно считается принятым, а Генподрядчик исполнившим свои обязательства по выполнению работ с момента утверждения Государственным заказчиком Приемного акта Государственной приемной комиссии и устранения Генподрядчиком всех замечаний Государственной приемной комиссии по судну.
В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ и с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации. Другим способом право собственности на недвижимое имущество зарегистрировать не возможно. Прекратить право собственности можно только в судебном порядке. Как известно Инспекции судебных процессов в отношении ледокола инициировано не было.
Выданное свидетельство о праве собственности является самостоятельным документом и не входит в перечень документов, обязательных к представлению в соответствии с п. 13 ст. 165 НК РФ, однако оно свидетельствует о том, что по окончании строительства ледокола, перехода права собственности от исполнителя к заказчику не будет.
Таким образом, у ООО "БЗС" отсутствует контракт на реализацию судна, который должен быть представлен в налоговый орган в соответствии с п.п. 1 п. 13 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в нем, не противоречат установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2016 по делу N А56-26374/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26374/2016
Истец: ООО "БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД - СУДОСТРОЕНИЕ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Санкт-Петербургу