21 марта 2017 г. |
Дело N А56-80432/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Дмитриева В.В., Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ИМИДЖ" Вербицкого В.С. (доверенность от 26.01.2017), от администрации Лужского муниципального района Ленинградской области Алексеевой Г.Н. (доверенность от 30.12.2014 N 016-4328/14-0), от Комитета социальной защиты населения администрации Лужского муниципального района Ленинградской области Егоровой А.В. (доверенность от 15.03.2017 N 343),
рассмотрев 16.03.2017 в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и Комитета социальной защиты населения администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2016 (судья Шелема З.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 (судьи Фуркало О.В., Мельникова Н.А., Семиглазов В.А.) по делу N А56-80432/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИМИДЖ", место нахождения: 188230, Ленинградская область, город Луга, проспект Кирова, дом 18Б, ОГРН 1024701558001, ИНН 4710020337 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188230, Ленинградская область, город Луга, проспект Кирова, дом 73, ОГРН 1054700425680, ИНН 4710026064 (далее - Администрация), о взыскании 614 975,94 руб. в возмещение расходов, понесенных на перевозку в период с 26.07.2014 по 31.07.2014 пассажиров, имеющих право на льготный проезд.
Определением от 19.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области (далее - Комитет по ЖКХ и транспорту).
Определением от 16.02.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет социальной защиты населения Администрации, место нахождения: 188230, Ленинградская область, город Луга, проспект Кирова, дом 71, ОГРН 1064710000728, ИНН 4710026297 (далее - Комитет соцзащиты), а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытое акционерное общество "Электронные системы", место нахождения: 188522, Ленинградская область, Ломоносовский район, Виллозское сельское поселение, Волхонское шоссе, дом 11, "Офицерское Село", квартал 1, корпус 2, ОГРН 1027804599888, ИНН 7807006934.
Впоследствии Общество неоднократно уточняло заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и в итоге просило взыскать с Комитета соцзащиты 362 828,33 руб. убытков за период с 26.07.2014 по 31.07.2014.
Определением от 06.05.2016 Администрация переведена в статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 31.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено государственное казенное учреждение Ленинградской области "Ленинградское областное управление транспорта", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Артиллерийская улица, дом 1, офис 258, ОГРН 1137847499570, ИНН 7805639459 (далее - Предприятие).
Решением от 18.08.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационных жалобах Администрация и Комитет соцзащиты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 18.08.2016 и постановление от 01.12.2016, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателей кассационных жалоб, материалами дела не подтверждается заявленный истцом размер убытков; судами не учтено, что истец нарушил предусмотренные действующим законодательством сроки предоставления информации об осуществленных перевозках.
В отзыве на кассационные жалобы Общество указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители Администрации и Комитета соцзащиты поддержали доводы кассационных жалоб, а представитель Общества возражал против их удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.12.2013 Общество (перевозчик) и Администрация (заказчик) заключили договоры N 1 и 2 на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом на регулярных маршрутах Лужского муниципального района.
Договорами не предусмотрена какая-либо оплата со стороны заказчика - названные договоры определяют общие условия перевозок (пункт 1.2 договоров).
Согласно пункту 6.1 договоры действуют с 15.12.2013 по 30.11.2018.
Пунктом 2.1.2 договоров предусмотрена обязанность Общества предоставлять право льготного проезда пассажирам, имеющим льготу в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Ленинградской области.
По договору от 11.01.2009 N 3 Комитет соцзащиты обязался возмещать Обществу затраты на перевозку граждан, оказание мер социальной поддержки в отношении которых относится к ведению Российской Федерации, Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5.1 договор от 11.01.2009 действует с 01.01.2009 по 31.12.2009; дополнительным соглашением от 11.01.2010 N 01-3 установлено, что срок действия указанного договора пролонгируется на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении.
Пунктом 2.3.2 договора от 11.01.2009 предусмотрена обязанность Комитета соцзащиты перечислять Обществу денежные средства в возмещение понесенных затрат в течение пяти дней после поступления финансирования и реестра.
Общество, посчитав, что Комитет соцзащиты неправомерно не возместил ему затраты на перевозку за период с 26.07.2014 по 31.07.2014 пассажиров, имеющих право льготного проезда, обратилось в арбитражный суд с указанным иском.
Возражая против заявленных требований, Комитет соцзащиты указал на нарушение Обществом срока предоставления сведений о количестве перевезенных пассажиров.
01.01.2014 Комитет по ЖКХ и транспорту и Администрация заключили соглашение N 12 о порядке предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов, городских округов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта городского и пригородного сообщения на территории Ленинградской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, Ленинградской области и Санкт-Петербурга (далее - Соглашение).
Согласно пункту 3.2 Соглашения Комитет по ЖКХ и транспорту обязался ежемесячно перечислять в бюджет Администрации межбюджетные трансферты в объеме, определенном по результатам автоматизированного учета поездок отдельных категорий граждан, с учетом количества фактически реализованных единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) и затрат на организацию работы по их реализации.
Согласно пункту 4.2 Соглашения Администрация обязалась ежемесячно до седьмого числа месяца, следующего за отчетным, составлять с использованием автоматизированного рабочего места сбора данных (далее - АРМСД) и направлять в Комитет по ЖКХ и транспорту отчеты об объеме транспортных услуг, предоставленных отдельным категориям граждан, о продаже ЕСПБ, об интенсивности поездок по форме, утвержденной Комитетом по ЖКХ и транспорту.
Пунктом 2 постановления Администрации от 23.03.2011 N 676 "О перевозке автомобильным транспортом общего пользования отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки" (далее - Постановление N 676) на отдел транспорта, связи и коммунального хозяйства Лужского муниципального района (далее - Отдел) возложены функции администратора базы данных единых билетов Лужского муниципального района и администратора по работе с пассажирами, а пунктом 3 Постановления N 676 Комитету соцзащиты поручено заключить с автотранспортными организациями, осуществляющими на территории Лужского муниципального района пассажирские перевозки по ЕСПБ на основе бесконтактных электронных пластиковых карт (далее - БЭПК), договор о компенсации затрат, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан по ЕСПБ на основе БЭПК.
Согласно пункту 11 порядка оформления и контроля за реализацией ЕСПБ на основе БЭПК в Лужском муниципальном районе Ленинградской области, утвержденного Постановлением N 676, автотранспортные организации ежедневно переносят информацию с устройств для проверки проездных документов на АРМСД и передают посредством связи с Отделом (администратором) сводную информацию:
- о количестве граждан, воспользовавшихся проездом по билетам на основе БЭПК - для автотранспортных организаций, осуществляющих перевозки в автобусах общего пользования городского сообщения;
- о количестве граждан, воспользовавшихся проездом по билетам на основе БЭПК, с указанием общей дальности поездок (в километрах) - для автотранспортных организаций, осуществляющих перевозки в автобусах общего пользования пригородного сообщения.
Согласно пункту 6 порядка аккумулирования, учета и расходования денежных средств, полученных от реализации ЕСПБ на основе БЭПК и межбюджетных трансфертов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта городского и пригородного сообщения на территории Ленинградской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, Ленинградской области и Санкт-Петербурга, между автотранспортными организациями, осуществляющими на территории Лужского муниципального района пассажирские перевозки отдельных категорий граждан по ЕСПБ на основе БЭПК (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 676, затраты автотранспортным организациям, осуществляющим на территории Лужского муниципального района пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования отдельных категорий граждан по ЕСПБ на основе БЭПК, возмещаются в объеме, определенном по результатам автоматизированного учета поездок отдельных категорий граждан по всем маршрутам, обслуживаемым данной автотранспортной организацией, с учетом количества фактически реализованных ЕСПБ на основе БЭПК и затрат на организацию работы по их реализации.
Пунктом 9 Порядка установлено, что возмещение затрат автотранспортным организациям осуществляется:
- из средств, полученных от реализации ЕСПБ на основе БЭПК, - в срок до десятого числа месяца, следующего за отчетным, согласно реестру, утвержденному главой Администрации или заместителем главы Администрации;
- за счет межбюджетных трансфертов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта городского и пригородного сообщения на территории Ленинградской области - в пределах средств, поступивших из областного бюджета.
На основании заявок Комитета соцзащиты Комитет финансов Лужского муниципального района Ленинградской области перечисляет автотранспортным организациям в пределах утвержденных межбюджетных трансфертов денежные средства с лицевого счета Комитета соцзащиты (пункт 10.3 Порядка).
Таким образом, по мнению Комитета соцзащиты, поскольку Общество не предоставило сведения об осуществленных перевозках в установленный срок (они представлены только 08.08.2014, то есть с нарушением установленного пунктом 4.2 Соглашения срока), в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Суд первой инстанции, посчитав заявленные требования обоснованными, удовлетворил их в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
Общество, Администрация и Комитет соцзащиты заключили договор от 11.01.2009 N 3, по которому Комитет соцзащиты обязался возмещать Обществу затраты на перевозку граждан, оказание мер социальной поддержки в отношении которых относится к ведению Российской Федерации, Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Таким образом, обязанность возмещать расходы вне зависимости от категории перевозимого пассажира и бюджета, за счет которого в соответствии с действующим законодательством фактически осуществляется компенсация, лежит именно на Комитете соцзащиты, а не на каких-либо иных публичных образованиях или органах власти.
Указанный договор, по сути, является гражданско-правовым, Общество не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем порядок исполнения договора не регулируется нормами бюджетного законодательства, определяющими порядок предоставления межбюджетных трансфертов, - названные нормы могут быть учтены при разрешении споров между публичными образованиями и органами власти, являющимися субъектами бюджетных правоотношений.
Из представленных в материалы дела писем Администрации от 29.01.2015 N 017-949/15-0-1, от 09.04.2015 N 017-4325/15-0-1 и отзывов на иск следует, что услуги фактически оказывались, однако в результате отсутствия синхронизации и несвоевременного направления Обществом Администрации данных об осуществленных перевозках возникли несоответствия в системах учета Общества и Администрации.
Таким образом, по сути, Администрация и Комитет соцзащиты не оспаривают факт оказания услуг, а их доводы сводятся к отсутствию обязанности возместить стоимость оказанных услуг, поскольку сведения о них были переданы Администрации несвоевременно, а также к недоказанности объема таких услуг.
Между тем Предприятие представило в материалы дела сведения об осуществленных синхронизированных сеансах по передаче данных, а также о количестве перевезенных пассажиров и стоимости перевозок.
Кроме того, аналогичные сведения представлены суду и истцом.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела, пришел к выводу о достоверности указанных документов и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с указанным выводом.
Суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что нарушение срока предоставления информации об осуществленных перевозках не может служить основанием для отказа Обществу в возмещении стоимости фактически осуществленных перевозок.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 по делу N А56-80432/2015 оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и Комитета социальной защиты населения администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.