14 марта 2017 г. |
Дело N А56-27218/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Асмыковича А.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Кингисеппский леспромхоз" Хрусталева А.В. (доверенность от 30.12.2015),
рассмотрев 14.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2016 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-27218/2016,
установил:
Закрытое акционерное общество "Кингисеппский леспромхоз" (место нахождения: Ленинградская обл., г. Кингисепп, ул. Дорожников, д. 35; ОГРН 1024701429060; ИНН 4707000651; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (место нахождения: Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 4; ОГРН 1077847192609; ИНН 7842354966; далее - Комитет) об изменении срока рубки лесных насаждений и вывоза древесины, изложенного в письме от 29.01.2016 N kpr-01-82/16-0-1.
Решением суда первой инстанции от 22.07.2016 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Комитета признано недействительным.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.11.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для увеличения на 12 месяцев срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины не имеется.
В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды лесного участка от 16.12.2008 N 2-2008-12-258-3, заключенного на срок до 31.12.2051 с Комитетом, Обществу в целях заготовки древесины предоставлен в аренду лесной участок площадью 40 002 га, расположенный в Кингисеппском лесничестве.
Государственная регистрация договора произведена в установленном порядке, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Арендатором в Комитет подана лесная декларация от 14.12.2014 на заготовку древесины в объеме 14 010 куб.м. в период с 28.01.2015 по 27.01.2016.
Сославшись на неблагоприятные погодные условия, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 12.01.2016 о внесении изменений в лесную декларацию путем увеличения срока заготовки древесины на 12 месяцев - до 27.01.2017.
Решением Комитета, изложенным в письме от 29.01.2016 N kpr-01-82/16-0-1, увеличение срока заготовки древесины по указанной декларации согласовано на 9 месяцев - до 01.10.2016.
Общество, указав на нарушение своих прав и законных интересов в связи с тем, что в Кингисеппском районе осуществление заготовки древесины возможно только в зимний период (с декабря по март), обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление исходя из того, что в решении Комитета не содержится обоснования согласования увеличения срока заготовки древесины лишь на 9 месяцев.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1); лесная декларация подается ежегодно, в частности, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 26, частью 9 статьи 29 ЛК РФ форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются, а правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральное агентство лесного хозяйства утвердило приказом от 01.08.2011 N 337 Правила заготовки древесины (далее - Правила), а Порядок заполнения и ее подачи, требования к формату декларации в электронной форме утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 4 и 4.1 Порядка в лесную декларацию вносится информация о декларируемом периоде; в приложении к декларации указываются сведения об объемах использования лесов.
Пунктом 7 Порядка предусмотрена возможность внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода в случае продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины.
В силу требований пункта 12 Правил рубка лесных насаждений, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение этих сроков допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по заявлению лица, использующего леса.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что лесосеки, в отношении которых Обществом подана спорная лесная декларация, сильно заболочены, заготовка и вывоз древесины на данных лесосеках возможны только в зимний период при температуре воздуха от -10°C до -20°C.
Судами также установлено, что в декларируемом периоде с января по март 2015 года в Кингисеппском районе возникли неблагоприятные погодные условия, что явилось основанием для обращения арендатора в уполномоченный орган с заявлением об увеличении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины.
Исходя из согласования Комитетом срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины до 01.10.2016, суды пришли к выводу о том, что фактически оспариваемое решение является отказом в продлении срока без обоснования причин, не предоставляя арендатору осуществить заготовку и вывоз древесины в установленный срок.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами лесного законодательства, суд первой инстанции признал оспариваемое решение Комитета не соответствующим пункту 12 Правил, а также нарушающим права и законные интересы заявителя. С этим согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 по делу N А56-27218/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.